Лояльность проявляется и в мелочах..

Автор: Елена Алтухова, ОАО «Россельхозбанк»

Елена Алтухова, директор по персоналу ОАО «Россельхозбанк»

Почему Тиньков столь категоричен? Неужели так слабы выпускники?

― Я не была бы столь категорична. Выпускники не слабы, просто надо уметь их выбирать. Считаю, что в случае с банками оптимальный путь решения проблемы ― заключить договор с несколькими высшими учебными заведениями. И в течение последнего года обучения выпускников сотрудничать с ними очень плотно.

Форматов работы банка с вузами множество. Это могут быть обучающие семинары в вузах, практика в банках. Оценив молодых ребят на деле, банки уже могут выбрать себе будущих работников. Считаю, что делать им предложение лучше, когда они ещё не написали дипломную работу. Многие известные банки, финансовые структуры внедряют стипендиальные программы для студентов 4-5 курсов. Таким образом работодатели получают затем в свои ряды лояльных молодых сотрудников.

Резюме следующее: если плотно работать со студентами 4-5 курсов экономического и юридического факультетов профильных учебных заведений, то можно выбрать себе будущих работников на начальные позиции.

Какой процент выпускников этого года сможет быть интересен бизнесу (с конкурентными зарплатами)?

― Сказать за весь рынок не могу: не знаю, какое количество студентов выпускается, но знаю, сколько ко мне приходит на работу. У нас из 430 человек ― 5 выпускников. Каждый год кадровый состав сотрудников банка обновляется, и один процент из них ― это выпускники.

Эффективнее, на мой взгляд, нанимать выпускников «профильщиков» ― экономистов и юристов, когда изначально есть образование менеджера. Не секрет, что многие выпускники работают не по профилю. Я считаю, что это минус не работодателей, а недоработка самих вузов. Они часто внушают своим студентам завышенные ожидания. Студенты с красным дипломом приходят в банки и претендуют на высокую зарплату, не имея практического опыта работы. Да, теоретические знания ― это хорошо, они ценятся, приветствуются. Но всё-таки реальная работа отличается от того, как её представляют себе студенты исходя из изученной теории. Практика и теория ― разные вещи.

Покорность работодателю и лояльность ― есть ли разница между этими понятиями и в чём?

― Конечно же, есть. Лояльность работодателю воспитывается им самим. А покорность сотрудников ― это когда они воспринимают условия работодателя. И, скорее всего, это временщики.

Как выявить потенциально непокорных выпускников вузов?

― Выявить потенциально непокорных выпускников вузов можно на стадии практики. Если я понимаю, что этот человек будет не совсем лоялен к компании, я просто не возьму его. Считаю, что все студенты должны пройти через практику ― ежегодную или преддипломную.

Непокорность выявляется по отношению сотрудника к работе, к выполняемым обязанностям. Это некачественное выполнение заданий, опоздания, нарушение трудовой дисциплины, негативные отношение к правилам, действующим в компании. В большинстве банков есть чёткий дресс-код. Например, девушка приходит в белой блузке, но с рюшечками, и говорит: «Ну ведь она же белая!». В таких моментах и проявляется нелояльность. Соблюдение чётких правил, особенно в банковской сфере, подтверждает лояльность сотрудника.

Когда стоит закрыть глаза на непокорность и даже, наоборот, считать удачей привлечение такого специалиста?

― Мне покорные сотрудники не нужны. Мне нужны лояльные. Закрыть глаза на нелояльное отношение нельзя ― это деструктивно влияет на весь коллектив.

Тиньков собирается организовать бизнес и самостоятельно готовить себе кадры в вузах. Реально ли это и надо ли заниматься не своим делом?

― Я считаю, что воспитывать будущих сотрудников надо в вузах, на протяжении 3-5 лет. Таким образом и лояльность воспитаете, и под свои особенности «подгоните». Ведь каждый банк имеет свои особенности в работе, в корпоративной культуре. Налаженное сотрудничество с вузами в плане подготовки кадров ― это вложение денег в будущее своей компании. Я только приветствую такие вещи.

На мой взгляд, оптимальный процесс обучения студентовмастер-классы от работников банка. Читать лекции должны специально обученные люди, имеющие профессиональное педагогическое образование. А проводить мастер-классы, личные встречи и выездные мероприятия с будущими выпускниками ― это по силам сотрудникам банка. На ура идут проводимые банками стипендиальные программы. Стипендиаты, которые получают от банка повышенную стипендию, ― это однозначно ваши будущие работники. Обучение ― это их проникновение в организацию еще на раннем этапе. То, что им заложено в голову, повлияет и на их лояльность. Они придут на практику и затем на работу уже подготовленными.

Если говорить про идею Тинькова относительно организации обучающих центров самими банками, то он не первый, кто эту проблему поднял. Когда я работала в «Росгосстрахе», компания организовывала в учебных заведениях классы, которые работали под маркой компании. И эти ребята уже мысленно привыкали к мысли, что после получения диплома пойдут работать в эту компанию.

Ольга Кошарная