Принимайте решения вовремя ― это мой главный совет «дорожной карты» управления

Автор: Елена Андрейченко, ГК «Доброфлот»

Елена Андрейченко, директор по персоналу ГК «Доброфлот»

Какие ошибки в управлении фирмой Вы, как руководитель, не повторяете, а какие, увы, вновь и вновь можете повторить?

Повторяются обычно ошибки механические. К примеру, те, что делаешь в процессе письма или работы с компьютером. Других ошибок, и в частности из области управления персоналом, не повторяешь. Ведь на ошибках учишься и никогда их не повторяешь.

Роботы-боссы и гениальные решения ― как они могут их генерировать (если их не будет в их базе знаний)?

Во всех роботах так или иначе программируются определённые нормы. В этой связи не представляется, чтобы они смогли выдавать какие-то гениальные решения. Чего не скажешь про людей. От них можно ожидать непредсказуемых вещей в разных направлениях, в том числе и различных проявлений гениальности.

Роботы победили в шахматах… Неужели победят и в управлении, как говорит Ма?

Нет, я так не думаю. Конечно, что касается принятия решений, это у них получится. Но что касается восприятия и подхода к человеку как к индивидуальности, то этого у них не выйдет.

Будут ли люди буквально слушаться своего босса-робота?

Может, когда-нибудь в будущем, но сейчас кто-то из подчинённых будет относиться к нему скептически, кто-то ― даже как к своего рода питомцу или игрушке.

Наказание… Вы всегда одинаково принимаете решения в случае неправильных шагов персонала или меняете в зависимости от настроения, времени поступка, глубины последствий, резонанса в СМИ?

При одном и том же проступке я могу наказать по-разному. И здесь нужно отметить: при том, что все люди очень разные, по ним отчётливо видно, какое наказание будет для них эффективным. Причём в итоге эти эффективные наказания также совершенно разнятся друг от друга. В одном случае это просто один взгляд с моей стороны на человека. В другом ― подробное объяснение. Бывают даже и такие случаи, когда люди сами себя наказывают.

Чем чреваты наказания от босса-робота?

Всё зависит от каждого конкретного человека. Но наиболее вероятной видится ситуация, что часть людей будут «закрываться» по отношению к боссу-роботу, а часть ― в принципе не воспринимать как нечто серьёзное.

Большие компании ― возможно, они уже сегодня ведут себя как будущие боссы-роботы от Ма?

Я бы не стала так обобщать, говоря про руководителей больших компаний. Они тоже могут быть совершенно разными, как и руководители небольших компаний. Иногда последними управляют такие руководители, которые недостаточно ценят сотрудника, да и, помимо того, не отдают должное индивидуальности человека. При этом иногда встречаются руководители больших компаний, которые говорят, что люди ― это всё. Также я не стала бы утверждать, что схожесть с роботами ― это именно про руководителей как таковых больших компаний. Но, не спорю, какие-то боссы такого рода сейчас, наверное, существуют. Такие руководители более чувствительны к деньгам и событиям в своей компании, нежели к её людям. Но всё же тенденции сегодня почти обратные. Суть их в том, что руководители компаний всё больше и больше начинают понимать ценность людей.

Ваши советы коллегам по управлению компанией ― какова Ваша «дорожная карта»?

Универсальной «дорожной карты» я не скажу, так как для каждой компании и каждой ситуации всё индивидуально, но в любом случае посоветую слышать персонал. Это самое важное в управлении компанией. Да, есть ещё другой важный момент ― вовремя принимать решения.