Хамди Улукайя

Хамди Улукайя, американский предприниматель и бизнесмен, создавший империю йогуртов, родился в 1972 году в курдской семье, которая вела полукочевой образ жизни. Родители держали овец и коз и управляли молочной фермой недалеко от реки Евфрат.

Улукайя получил образование в Университете Анкары, где изучал политологию, затем в 1994 году в Университете Адельфи (США) ― английский язык. На севере штата Нью-Йорка, куда он переехал в 1997 году, прошёл несколько бизнес-курсов.

В штате Нью-Йорк он стал работать на ферме. Отец убедил Хамди заняться бизнесом ― импортировать фету (греческий сыр из овечьего и козьего молока) из Турции, поскольку считал, что американский сыр уступает турецкому. Вскоре Улукайя открыл в Джонстауне небольшое предприятие Euphrate по изготовлению сыра, однако оно просуществовало два года и обанкротилось.

В 2005 году Улукайя решает купить полностью оборудованный завод по производству йогуртов с 84-летней историей в 105 км к западу от своей сыроварни. Он получил кредит в 1 млн долларов по пинии поддержки малого бизнеса, на эти средства отремонтировал купленный им старый завод и назвал его Agro Farma. Улукайя поставил перед собой цель создать натуральный продукт для американского рынка, отвечающий всем требованиям.

Из Турции Улукайя пригласил Мустафу Догана, специалиста по йогуртам, с которым около двух лет разрабатывал и совершенствовал собственный рецепт продукта с продолжительным сроком хранения. Для изготовления йогурта в Висконсине за 50 тысяч долларов Улукайя купил сепаратор.

Новый йогурт был назван Chobani (по-турецки «пастырь»), упаковка продукта была изготовлена в форме чаши.

Первую партию своей продукции в 300 ящиков Хамди доставил в октябре 2007 года владельцу супермаркета на Лонг-Айленде, и уже через неделю получил повторный заказ.

Для продвижения торговой марки Улукайя создал небольшую команду, которая работала с клиентами, учитывая их пожелания, а также поддерживал связь с потребителями через блоги, Facebook и Twitter. Помимо этого с 2010 года раздавал бесплатные образцы йогурта Chobani на фестивалях, парадах и семейных торжествах на территории США, с грузовиков, названных CHOmobile. В результате за первый год с грузовиков было реализовано 150 тысяч контейнеров с продукцией.

Улукайя хотел, чтобы его йогурты были доступны каждому, и свою продукцию бизнесмен реализовывал в молочных отделах известных магазинов. Вскоре бренд Chobani завоевал популярность у покупателей.

В дальнейшем появилась новая линейка продукции: сначала детский йогурт Chobani Champions, через три года ― йогурт для лакомок Chobani Bite и единственный греческий йогурт со 100 калориями Chobani Simply 100. Впоследствии компания представила другие разработки: Chobani Oats ― с зерновыми культурами и фруктами, Seasonal varieties ― с арбузом и розовым грейпфрутом, Chobani Indulgen и другие.

Годовая прибыль компании Хамди в 2012 году составила один миллиард долларов, а в 2014 году состояние предпринимателя было оценено в 1.4 млрд долларов.

Хамди проживает в городе Нью-Берлин (штат Нью-Йорк), недалеко от завода South Edmeston по производству йогурта Chobani.

Улукайя занимается благотворительностью, он пожертвовал 700 млн долларов на помощь курдским беженцам и другим жертвам гражданской войны в Сирии. В 2016 году бизнесмен объявил, что 10 % акций компании отдаст своим работникам.

По версии журнала Forbes, в десятке участников рейтинга моложе 50 лет Хамди Улукайя занимает пятое место. Сорокачетырёхлетний американский предприниматель и бизнесмен, состояние которого оценивается в $1,75 млрд, вошёл в список Forbes «Величайшие умы нашей современности», опубликованный 23 сентября 2017 года.