Эйфория роста компании таит в себе «обратную сторону»

Автор: Георгий Солдатов, «Адитим»

Георгий Солдатов, независимый директор, член экспертного Совета НАКД, генеральный директор компании «Адитим»

Почему одни компании растут, а другие нет?

Во-первых, компании и акционеры не часто задаются таким вопросом. Компания просто растёт ― и менеджмент, и акционеры находятся в эйфории роста.

Во-вторых, если такой вопрос возникает и компания добирается до видения и до создания стратегии, то, конечно, оценивается и рынок, и ресурсная база, и ещё много чего. На эту тему можно написать сотню статей, и всё равно этого будет недостаточно ― с учётом быстро меняющегося мира вокруг нас и с учётом новых внешних вызовов, оказывающих серьёзное влияние на бизнес в определённых областях.

Как понять, что персонал компании способен поддержать её рост?

Необходимо обратить внимание, как обстоят дела в компании с текучестью кадров. Если текучесть кадров высокая ― то это плохой показатель для её роста. Так как это означает, что компания не успевает дорабатывать и изменять свои бизнес-процессы, а также что у компании постоянно имеет место дополнительная нагрузка. Компания вынуждена постоянно прилагать дополнительные усилия в рамках существующих юнитов ― заниматься увольнением сотрудников и поиском новых.

Помимо ситуации с текучкой, у кадров компании есть другой важный момент ― это то, хватит ли трудовых ресурсов для роста компании с учётом территориальной экспансии. Если данный вопрос не изучить заранее, компании придётся раскошелиться дополнительно (работа вахтой или создание соответствующих условий в регионе развития для переезда специалистов по профилю из других регионов).

Бурный рост компании на первый взгляд кажется исключительно положительным явлением. Но, на Ваш взгляд, есть ли у него обратная сторона?

Обратная сторона может быть разной.

Компании, в стратегию которых заложен агрессивный рост, обычно опираются на бурный рост рынка. И если рынок перестанет расти или станет расти не так бурно, то компанию могут нагнать долги или, как это часто бывает на страховом рынке, ― убытки. Но это скорее глобальная проблема, связанная с ошибками стратегического планирования. Чаще же всего компании достаётся от «болезней роста». Может дойти даже до серьёзного ущерба компании.

Итак, болезни роста… Во время роста изменения происходят намного быстрее обычного. Изменяется внешняя среда, при этом глобально изменяется внутренняя среда. Во время бурного роста необходимо быть внимательным ко всему. К команде в первую очередь, к бизнес-процессам, поведению и реакциям стейкхолдеров, и, конечно же, важен фокус на рынок развития. Всё это напряжение, и скорости приводят к тому, что рвётся обычно там, где тонко. Компании не успевают адаптировать свои бизнес-процессы. Во время роста ничего нельзя откладывать «на потом». Каждая маленькая операционная сложность может превратиться в большую проблему.

Могут ли помешать росту новички, призванные подтолкнуть рост?

Как я уже говорил, команда ― самое важное. Сплочённая команда с внутренней гармонией и балансом знаний, умений, навыков и ответственности способна перевернуть мир. У каждой команды есть свой микроклимат, или, если угодно, ― культура. Корпоративная культура. Очень часто бывает, что во время роста HR-департамент с целью выполнения плана по набору этим пренебрегает.

Новые сотрудники ― хорошие специалисты в своём деле, но совсем другой культуры. В итоге со временем культура основного ядра – команды - размывается, появляется новая культура на разных уровнях. Формируются маленькие «междусобойчики». Дейв Логан написал замечательную книгу об этом. Питер Тиль писал, что в определённый момент ему не хотелось ходить на работу, компания стала другой ― всё это после бурного роста.

Другая проблема ― это сотрудники, которые не успевают за ростом. Сложная дилемма. Это сотрудники, с которыми компания начинала. Как решить проблему? В каждом случае это очень индивидуально. В итоге всё это влияет на эффективность команды.

С кадровыми проблемами роста понятно. Есть ли моменты, связанные с кадрами, которые благоприятствуют росту компании?

....

Беседовала Влада Верёвкина

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU