Важен не рулевой, а слаженная работа всего экипажа

Автор: Алексей Загумённов, «Авира»

Как при подборе не впустить в фирму таких «воришек»?

― Важно грамотно построить систему подбора персонала. Она в идеале должна быть выстроена таким образом, чтобы неблагонадёжные кандидаты до «живого» собеседования попросту не доходили. Надо учитывать и скорость заполнения онлайн-анкет, и качество заполнения, и ответы на специальные вопросы-«ловушки». К примеру, кандидаты на собеседованиях часто жалуются, что некоторые вопросы в онлайн-анкетах дублируют друг друга. Это хороший признак: это означает, что кандидат хотя бы внимательно читал вопросы. Многие ведь просто пролистывают формы.

Цель ― собрать лояльную и профессиональную команду, в которой приятно работать. Именно это я и посоветовал бы руководителям других компаний: создавать систему отбора лояльных сотрудников с определённым фильтром, а не наоборот. Главное ― конечная цель. А конечная цель подбора персонала для любой компании ― собрать эффективную и «долгоиграющую» команду.

Что теряет фирма, когда отсекает всех подозрительных кандидатов даже с суперопытом и талантами в бизнесе?

― Если в числе неблагонадёжных кандидатов компания будет отсекать тех, у кого есть завидный опыт или великий талант, при налаженной работе качественного рекрутинг-фильтра она не будет терять абсолютно ничего. Работу коммерческого предприятия формирует коллектив, а не отдельные «пассионарии». Вот представьте ситуацию, в которой Конор Макгрегор приходит к Флойду Мейвезеру и говорит: «Давай сражаться!». Такого никогда не бывает, поскольку коммерческий бой ― результат работы сотни специалистов по маркетингу, пиару, спортивной подготовке, аренде и так далее. И так ― в любой компании. Я часто повторяю, что важен не рулевой, а слаженная работа всего экипажа.

Почему в примере даме суд дал всего 4 года условно? Или и этого много?

― Анализировать решения суда стоит экспертам-юристам. А вот анализировать поведение топ-менеджмента я бы рекомендовал уже руководству «Вертолётов России». Если бы подобная ситуация произошла в нашей компании, мне было бы важнее возместить ущерб и создать все условия для того, чтобы этого не повторилось в будущем. Я за то, чтобы в качестве профилактики и поддержания дисциплины в коллективе регулярно использовать полиграф, он же ― детектор лжи.

Примерно один раз в шесть месяцев надо проводить «профилактику»: все руководители компаний группы проходят проверку на полиграфе. Звучит страшно, но на практике всего лишь проверяется их лояльность компании и участие в «серых схемах». Никаких вопросов об ориентации или предпочтениях, конечно, никто не задаёт. Понимание того, что придётся раскрываться полиграфологу, работает лучшим ограничителем.

Явно была группа лиц, придумавших схему с пошлиной. Почему компании часто «не копают» злоумышленников до конца?

― Профилактическое использование полиграфа ― это как раз тот самый способ раскрыть команду заговорщиков. Как мне кажется, другие известные и иногда мелькающие в прессе способы в этом отношении негативно влияют на рабочую атмосферу. Важно, что проверки на полиграфе ― абсолютно добровольное решение сотрудников. Вот представьте, например, что в команде из трёх человек пропали часы. Двое прошли тестирование и были признаны невиновными. Третий отказался садиться за полиграф. Вопрос: на кого будут показывать пальцем? Вопрос второй: из кого здесь получится максимально эффективная команда, работа которой основана на доверии? Примерно те же принципы работают и в компаниях, пользующихся услугами полиграфологов.

Мы наладили партнёрские отношения с «АИЛ ― Ассоциацией исследования лжи» и ещё не разу не пожалели об этом. К примеру, стоимость услуг в этом сезоне для нас составила порядка 150 тысяч рублей. Но каждый вложенный в профилактический осмотр рубль возвращается нам сотней рублей прибыли от командной работы всего коллектива, где каждый доверяет друг другу.

Что бы вы посоветовали для создания корпоративной культуры, исключающей саму мысль о возможности нанести вред фирме?

― Создавать фирму, которой будет стыдно наносить вред, потому что её команда ― её неотрывная часть.

Наша справка. «АВИРА» — российский завод-производитель детского игрового оборудования, основанный в 2010 году. Сайт компанииhttp://www.avira59.ru/

Беседовала Ольга Кошарная