Львиная доля расходов банка ― персонал

Автор: Елена Логинова, «Ренессанс Кредит»

Елена Логинова, старший вице-президент, директор департамента по работе с персоналом «Ренессанс Кредит»

Помогает ли позитивный бренд банка привлекать более качественный персонал? Как бренд влияет на эффективность бизнеса?

― Российский банковский рынок в последние годы сильно трансформировался. И это, безусловно, отразилось на привлекательности банков как работодателей. Так, в начале 2000-х все выпускники вузов мечтали устроиться на работу в кредитную организацию, куда попасть, кстати, было очень непросто ― не только бывшим студентам, но и профессионалам. Особой популярностью пользовались инвестиционные банки, а также западные финансовые институты. Трудоустроиться в «дочку» иностранной кредитной организации было большой удачей. Даже на стартовые позиции был огромный конкурс: банки выбирали лучших из лучших. В этот период банковский сектор входил в тройку лидеров по количеству желающих работать в данной сфере. Дальнейшей популяризации профессии банкира способствовал активный рост банковского бизнеса. Именно в это время появилось большое количество молодых менеджеров, карьеры которых стремительно развивались.

Затем рынок стал более-менее стабилен с точки зрения состава игроков, возможностей построить стремительную карьеру стало меньше. Да и события последнего времени, происходящие в банковской среде, наложили определённый отпечаток. И сейчас мы наблюдаем, как престижность работы в этой области постепенно падает. Банковский сектор уже с трудом попадает в десятку популярных среди соискателей сфер. Теперь не кандидаты конкурируют друг с другом за возможность работать в компании, а работодатели «охотятся» за ними. Поэтому, безусловно, успешный позитивный бренд повышает привлекательность банка в глазах потенциальных сотрудников и помогает нанимать более качественный персонал. А это, в свою очередь, способствует росту эффективности и доходности бизнеса.

Какие банковские специалисты считаются наиболее ценными на рынке труда?

― Несмотря на то, что популярность банковской сферы среди соискателей уже не так высока, как это было ранее, есть часть профессий, которые существуют и востребованы только в этом бизнесе. События последних нескольких лет заставили рынок вырастить большое количество риск-менеджеров и специалистов в области сбора просроченной задолженности как в розничном, так и в корпоративном кредитовании.

Кроме того, всеобщий тренд на диджитализацию, который не обошёл стороной и банки, диктует необходимость делать больший акцент на дистанционное взаимодействие с клиентами и партнёрами. Технологическая конкуренция обостряется, что заставляет кредитные организации искать на рынке лучших специалистов, способных разработать уникальные решения. При этом не меньший интерес проявляется к специалистам по сопровождению IT-систем, поскольку бесперебойность функционирования банковских систем, своевременное устранение различных IT-инцидентов всегда будут актуальны для любого банка. «Дефицитности» сотрудникам IT-направлений добавляет также их универсальность: хороший IT-специалист нужен не только в банке.

Ещё одним трендом рынка труда финансово-банковской сферы является высокий интерес к аналитикам в области отношений с клиентами (CRM). Мало просто привлечь клиента в банк, с ним необходимо постоянно поддерживать контакт, повышать его лояльность к банку, в том числе и благодаря своевременному предложению дополнительных услуг и продуктов в соответствии с его актуальными потребностями.

Ну и конечно, если говорить о высших позициях, банки всячески удерживают и не готовы отдавать своих лучших управленцев. Если какой-то кредитной организации необходимо сделать прорыв в определённом направлении, начинается активный хантинг самых сильных специалистов на рынке. И важно оперативно реагировать на эти действия, приняв превентивные меры.

На Ваш взгляд, эффективная работа банка всё-таки в большей степени зависит от топ-менеджмента или только от главы банка и его профессиональных способностей?

― Эффективность работы банка во многом зависит от решений и действий команды менеджеров. Личность первого лица скорее оказывает сильное влияние на состав этой команды, стиль управления в банке, особенно если он не является «дочкой» иностранного финансового института и нет жёстких политик и процедур. И, безусловно, CEO задаёт векторы основных направлений деятельности. А вот непосредственно атмосфера в коллективе и результативность каждого подразделения уже определяется руководителем следующего уровня, которому, помимо того что он должен быть суперуправленцем, необходимо быть и суперпрофессионалом, хорошо разбирающимся в современных трендах.

В целом, на мой взгляд, сейчас залог успеха для руководителя ― не в операционной деятельности, а в умении отслеживать тренды и заглядывать чуть-чуть вперёд. В высококонкурентной среде, а именно такой является банковская розница, где все продукты и услуги стали очень похожи, но нужно чем-то отличаться, эта компетенция является для управленца, по сути, ключевой.

Согласны ли Вы с тем, что без должного контроля персонал не может работать эффективно?

...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU