Конец эпохи self-help: Как перестать себя совершенствовать

Автор: Свен Бринкман

Свен Бринкман. Конец эпохи self-help: Как перестать себя совершенствовать

4. ПОДАВЛЯЙТЕ ЧУВСТВА

Если вы всегда довольны и позитивны, другие люди могут посчитать ваше поведение неискренним. А если не в силах справиться с гневом, то покажетесь капризным ребенком. Взрослый человек выбирает достоинство, а не искренность. Поэтому учитесь контролировать свои чувства. Например, можно ежедневно думать о человеке, который вас обидел, и мысленно посылать ему широкую улыбку.

ервые три главы этой книги научили вас меньше прислушиваться к себе, концентрироваться на негативе и чаще говорить «нет». Если после этих трех шагов вы остановитесь, то рискуете превратиться в злобного и мрачного ворчуна — может быть, даже в такого типа, который костерит всех в утренней пробке или постоянно злословит о коллегах. Поэтому важно читать дальше, чтобы научиться сдерживать свои эмоции — особенно негативные, — а иногда и полностью их подавлять.

Говоря о «негативных эмоциях», важно избежать недоразумения. То, что вина, стыд и гнев называются негативными, не означает, что они плохие и их необходимо исключить из эмоционального спектра. Все они присущи человеку. То, что они негативные, означает лишь, что это реакция на негативные события в нашей жизни. Когда случается что-то плохое, то благодаря эмоциям мы об этом узнаем — и это хорошо и правильно. Несмотря на то что мы часто слышим обратное, чувствовать вину и стыд очень важно. Если бы не вина, то мы не могли бы воспринимать себя как людей, которые несут ответственность за свои поступки и проступки. Вина говорит, что мы сделали что-то неправильное, и, хотя это чувство негативное, оно необходимо. То же касается и стыда. Если бы мы не стыдились, то не замечали бы реакцию окружающих на свои действия. Чувство стыда указывает на то, что в глазах общества человек действует неправильно. Можно даже сказать, что мы не были бы зрелыми, думающими личностями — с характером и целостностью, о которых говорится в предыдущей главе, — если бы не знали стыда. С точки зрения психологии развития это описано в христианском мифе о происхождении человека. <…> Человеческое неразрывно связано с моралью, которая приходит через стыд. Если в этом мифе и есть какая-то психологическая истина, то заключается она в том, что быть человеком — это уметь чувствовать стыд. Именно он помогает нам видеть себя со стороны и реально себя оценивать. Без этого умения, которое развивается при помощи чувства стыда, мы не были бы людьми со способностью к рефлексивному сознанию. Другими словами, мы не смогли бы осознавать себя, а это необходимое условие разумной жизни.

<…> В общем и целом мы должны признать значимость негативных эмоций. Конечно, важны и позитивные, такие как радость, гордость и благодарность. Но мы не должны придавать чрезмерное значение только эмоциональной жизни (такая тенденция сейчас существует). Так называемые футурологи говорят об «эмоциональном обществе», а психологи превозносят «эмоциональный интеллект». Считается, что для того, чтобы быть искренним (что в глазах многих воспринимается как идеал), нужно непременно выражать свои чувства, позитивные они или негативные. Если вы чувствуете радость, нужно тут же петь и плясать, а если злитесь, то злость ни в коем случае нельзя подавлять. Это не искренне. В четвертой главе вы поймете, в чем проблема культа искренних чувств, и в противовес ему научитесь подавлять свои чувства. Конечно, придется пожертвовать искренностью, но к этому понятию вообще следует относиться скептически. Вместо того чтобы стараться любой ценой добиться искренности, вы, как взрослый разумный человек, должны стремиться к определенной степени достоинства, что подразумевает умение контролировать свои чувства.

КУЛЬТУРА ЧУВСТВ

Культура ускорения — это еще и культура чувств. <…>. В культуре ускорения не считается проблемой, если люди переполнены чувствами, активны и имеют много желаний. Проблемой сегодня стал не избыток чувств, а их недостаток. Как недавно по радио рассказал один сексолог, люди теперь обращаются к нему не потому, что хотят слишком много, а потому, что хотят слишком мало. Проблемными теперь считаются не (слишком) гибкие люди, а (слишком) стабильные: те, кому недостает мотивации, силы и желания, чтобы выполнять вездесущее требование гибкости, готовности к переменам и саморазвития. Категория психических заболеваний, которая характеризуется недостатком энергии и эмоций, — это не невроз, а депрессия. Теперь проблемы возникают не оттого, что у людей слишком много эмоций и они хотят слишком многого. Определение того, что значит «слишком много», тоже изменилось и продолжает меняться в современном обществе, где развитие и перемены ценятся превыше всего. В культуре ускорения довольно сложно хотеть слишком многого. Здесь побеждают именно те, кто хотят и могут многое. Сегодняшнюю проблему можно назвать «проблема энергии»: «Я ничего не успеваю! Мне не хватает мотивации, чувств, страсти!» Обратите внимание, как часто мы стали использовать слово «страсть». Например, коуч София Маннинг спрашивает читателей своего сайта, насколько их жизнь полна страсти. Сама того не подозревая, она очень точно описывает современную культуру побуждений:

Вы должны жить со страстью, вы должны делать то, что любите, вам должна нравиться ваша работа, вы должны менять мир — вот лишь немногие убеждения, которые процветают в области, в которой я работаю. Мне очень повезло, что именно этим я и занимаюсь .

Такие слова, как «страсть», «любить», «нравиться», сегодня все чаще связываются с работой. Социолог Ева Иллуз описывает наше время как «эмоциональный капитализм», где экономика и чувства тесно сплетены друг с другом. Эмоциональный капитализм — это культура эмоций, где чувства становятся важным элементом обмена между людьми. Эмоциональные компетенции делают нас более привлекательными на рынках труда и отношений. То, что люди выполняют «эмоциональную работу», уже давно описано социологами. Это всегда было характерно для сферы обслуживания: например, стюардессы должны улыбаться нервничающим и уставшим пассажирам. Даже на плохое обращение персонал должен реагировать позитивно и дружелюбно, и это бывает очень нелегко. Некоторые авиакомпании даже отправляют персонал на курсы актерского мастерства, чтобы сотрудники научились демонстрировать позитивные эмоции. На курсах учат, что нужно не изображать определенные чувства, а действительно испытывать их. Ключевое слово — искренность. Мы хотим видеть стюардесс, которые на самом деле рады, а не просто делают вид.

Из сферы обслуживания такой вид эмоциональной работы сегодня распространился повсюду. В организациях с горизонтальной структурой управления и там, где требуется командная работа, считается очень важным умение быть позитивным, готовым к сотрудничеству и гибким в межличностных отношениях. Поэтому в центре внимания личностные, социальные и эмоциональные компетенции. Это же касается и современного руководителя, который тоже должен работать со страстью. <…> Наша эмоциональная жизнь превратилась в товар — мы продаем и покупаем чувства на рынке труда, а если нам не хватает эмоциональных компетенций (или эмоционального интеллекта, как модно говорить уже пару десятков лет), то можно пойти на курсы саморазвития, чтобы установить контакт с самим собой.

Однако вы уже знаете, что искать «контакт с самим собой» — плохая затея. Это скорее часть проблемы, а не часть решения, если говорить на жаргоне специалистов по саморазвитию. Вместо того чтобы идти на курсы, лучше поинтересуйтесь тем, как возникла культура чувств. В своей знаменитой аналитической работе конца семидесятых годов историк Ричард Сеннет писал о «падении публичного человека». Публичный человек жил в старой культуре запретов, и его поведение в публичном пространстве регулировалось установленными ритуалами. Он носил маску, ему не нужно было быть «настоящим» и все время выражать свои чувства перед окружающими. Сеннет описывает, как эта вежливая форма социального взаимодействия постепенно исчезала. Идеалом стала считаться искренность, особенно во времена контркультурных движений шестидесятых. Закрепленные ритуалы (например, рукопожатие) стали казаться подозрительными, как будто они мешали близкому, спонтанному, творческому взаимодействию людей. Но, как считает Сеннет, это была большая ошибка. Все общества нуждаются в ритуалах, которые обеспечивают цивилизованное сосуществование. Мы страдаем (в буквальном смысле) от ложной идеи, что деперсонифицированное и ритуализированное общение неправильно с точки зрения морали. Сеннет пишет даже, что современность презирает ритуалы, и это делает нас культурно примитивнее самого примитивного общества охотников и собирателей.

Погоня современного общества за искренними чувствами привела к явлению, которое Сеннет окрестил «тирания интимности», где идеалом межличностного взаимодействия стала эмоциональная искренняя встреча (это касается и личной жизни, и работы, и учебы). Однако этот идеал ведет лишь к тому, что люди постоянно причиняют друг другу боль. И, может быть, именно отсутствие ритуалов взаимодействия ведет к эпидемиям травли в школах и офисах? Мы утратили чувство «цивилизованности», или вежливости, которые Сеннет определяет как формы общения, защищающие людей друг от друга и вместе с тем позволяющие им наслаждаться обществом друг друга. Маска — это один из основных элементов цивилизованности, пишет Сеннет, однако сейчас нам кажется, что носить маску — это неаутентично и в целом неверно с точки зрения морали. Однако на самом деле все наоборот <…>. Здесь ритуализированная вежливая маска дает возможность разумного сосуществования. Таким образом, когда современная эмоциональная культура все активнее поощряет всегда выражать то, что у нас внутри, это превращается в проблему. Вообще, как мы уже выяснили в первой главе, основывать свой выбор на внутренних ощущениях не очень правильно. <…>

ПОСЛЕДСТВИЯ КУЛЬТУРЫ ЧУВСТВ

...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU