Почему мы так поступаем? 76 стратегий для выявления наших истинных ценностей, убеждений и целей

Мир, в котором мы живем, порой приводит нас в замешательство. За каждым новым поворотом нам приходится решать, как жить дальше. В идеале решение должно приниматься исходя из наших ценностей — принципов и приоритетов, представляющих для нас важность. Но часто бывает так, что мы не совсем понимаем, что́ действительно обладает для нас ценностью и как это использовать в повседневной жизни.

Мы то и дело сталкиваемся с ощущением неопределенности или конфликтом ценностей в таких сферах жизни, как:

политика;

семья;

религия;

друзья;

работа;

деньги;

свободное время;

старение, смерть

школа;

здоровье;

любовь и секс;

межэтнические

материальная

отношения;

собственность;

культура (искусство, музыка и т. д.).

личные предпочтения (одежда, прическа и т. д.);



Все мы, и молодые и старые, размышляя о своих ценностях, можем запутаться. И сегодня нам приходится делать выбор чаще, чем предыдущим поколениям. У нас столько альтернатив, что мы впадаем в ступор. Мы менее ограничены и более искушены, но многослойность окружающего мира бесконечно усложняет нам процесс выбора.

Как правило, наши ценности формируются и видоизменяются под воздействием разных явлений. К ним относятся:

1. Внушение

Родители, учителя, религиозные институты, обстановка на работе и общество пытаются навязать нам свои ценности, а также сформировать и изменить наши ценности массой различных способов. С помощью объяснений, нравоучений, правил, наград, наказаний, слоганов, символов и многого другого окружающий мир с момента нашего рождения и до самой смерти пытается передать нам свои ценности и тем самым увековечить их.

Все это закономерно и неизбежно. За тысячи лет человечество научилось тому, как создать общественный порядок, в котором люди смогли бы жить в мире друг с другом, не переживая за свою жизнь и собственность, уважая чужую свободу и совместно работая ради общего блага. И хотя людей, которые соответствуют этим идеалам, не так уж и много, мы все равно надеемся, что в будущем их станет больше. Мы знаем, что и сами должны к этому стремиться, поэтому передаем эти ценности своим детям и друг другу. Мы стараемся изо всех сил, «наставляя юношей при начале их пути»1, как говорится в притче, чтобы передать самые заветные ценности и убеждения тем, чья судьба зависит от нас.

Но каким бы важным и обязательным нам ни казалось внушение высоких моральных ценностей и передача накопленных знаний, такой подход имеет некоторые ограничения. Одно из них связано с тем, что окружающий мир очень разнообразен. Прямое внушение работает лучше всего, когда под «правильными» ценностями все понимают одно и то же. Давайте поразмышляем над сегодняшней ситуацией. Родители приучают к одному набору правил и запретов. Церковь зачастую говорит совсем другое. У сверстников третий вариант мировоззрения. У Голливуда и популярных журналов — четвертый. У преподавателя в седьмом классе — пятый. У профессора в колледже — шестой. У президента Соединенных Штатов — седьмой. У следующего президента — восьмой. У представителей контркультуры — девятый и т. д.

Бомбардируемые всеми этими точками зрения, мы в конечном итоге вынуждены самостоятельно делать выбор, чьему совету следовать и чьи ценности принимать. У детей, которым успешно внушили определенные ценности, будут свои стандарты, свое «правильно» и «неправильно» для принятия сложного решения; но внушенные ценности не годятся на все случаи жизни и не всегда помогают справиться с трудным выбором, когда наступает момент истины. А людям, воспитанием которых, пока они были маленькими, не занимались (например, рядом не было родителей или других близких людей; родителям было все равно или они оказались не способны чему-либо научить), в таких ситуациях еще сложнее. Их никто не научил формировать собственную систему ценностей, выбирая лучшее из систем, предлагаемых другими, и отвергая худшее. Таким образом, слишком часто важные решения принимаются под давлением сверстников, из-за бездумного подчинения властям или под влиянием СМИ.

Еще один недостаток прямого навязывания ценностей — противоречие теории и практики; декларируемые ценности властей, культурных и религиозных организаций — зачастую лишь пустые слова, противоречащие делам. В результате, к примеру, некоторые религиозные люди любят своих соседей по выходным, а всю оставшуюся неделю стараются их перещеголять или сплетничают о них. А многие патриоты отобрали бы свободу слова у любого инакомыслящего, чье представление о патриотизме отличается от их собственного. Видим мы и послушных учеников, тихо сидящих в классе и не смеющих рта раскрыть, не подняв руку, но при этом спокойно перебивающих на середине слова своих друзей и родителей. Насаждение ценностей зачастую влияет только на слова людей и редко — на что-то другое в их жизни.

2. Моделирование

Второй важный способ передачи ценностей — моделирование. Его логическое обоснование таково: «Я представляю собой притягательную модель человека, который живет, следуя определенному набору ценностей. Я произвожу впечатление на людей, с которыми вступаю в контакт, поэтому они захотят перенять мои установки и скопировать мое поведение».

Личный пример — куда более действенный способ обучения, чем просто описание чего-то. Моделирование — мощный метод передачи ценностей именно потому, что оно представляет собой живой пример этих ценностей в действии. Конечно, моделирование действует независимо от того, пытаемся ли мы сознательно стать примером для подражания или нет. Мы всегда замечаем, какие поступки совершают люди и как они справляются с ценностными конфликтами в своей жизни. Также мы замечаем, соответствует ли их поведение их убеждениям. Каждый из нас постоянно служит для кого-то примером, положительным или отрицательным. В частности, молодые люди жадно ищут пример для подражания и находят его среди взрослых или своих сверстников, хорошо это или плохо.

Моделирование, как и внушение, — важный и неизбежный способ передачи ценностей, но, как и у внушения, у него есть свои ограничения. Главная сложность в том, что людей окружает великое множество разных примеров для подражания. Родители, учителя, политики, рок-звезды, звезды кино, друзья, религиозные деятели, литературные персонажи и многие другие — все они представляют собой определенные модели. Как же разобраться во всех за и против и вычленить из всего этого свои собственные ценности? Как отличить внешне привлекательную модель от примера настоящей мудрости, нравственности и счастья?

Итак, и взрослые и дети могут получить пользу от своевременного внушения или достойного примера для подражания. Все мы заслуживаем ответственных взрослых рядом, которые позаботятся о нашем благополучии, передадут нам всю мудрость, накопленную обществом за века существования, привьют нормы морали и сделают жизнь притягательной и радостной. И все же, когда мы выбираем профессию или подыскиваем спутника жизни, каким образом из окружающих нас многочисленных примеров и нравоучений выбрать наиболее для нас правильные? Как узнать, стоит ли придерживаться старых моральных устоев и стандартов или попробовать что-то новое? Как развить в себе индивидуальность? Как научиться завязывать отношения с людьми, чьи ценности отличны от наших? Что делать, если две основные ценности вступили в противоречие друг с другом и чем чаще мы действуем согласно одной из них, тем больше страдает вторая?

3. Выявление ценностей

Выявление ценностей помогает человеку ответить на все эти вопросы и выстроить собственную систему ценностей. Метод не нов. Еще со времен Сократа встречались родители, учителя и преподаватели, которые стремились научить людей самостоятельно разрешать ценностные конфликты. Делали они это по-разному: задавали наводящие вопросы, внимательно выслушивали, поощряли самопознание и демонстрировали веру в способность собеседника самостоятельно найти ответ.

Каждая из этих техник представляет собой часть процесса выявления ценностей. В то же время метод выявления ценностей, представленный в этой книге, систематизирован лучше, чем общие техники самоанализа и самостоятельного принятия решений. Книга основана на методе, разработанном Луисом Рэтсом, который, в свою очередь, опирался на идеи Джона Дьюи. Рэтс внес в это дело особый вклад, поскольку, в отличие от других теоретических подходов к проблеме ценностей, утверждал, что необходимо сосредоточиться на процессе оценивания. Он обращал внимание на то, каким образом люди приходят к тем или иным убеждениям и приобретают определенные модели поведения.

Согласно Рэтсу, процесс оценивания состоит из семи пунктов:

ПООЩРЕНИЕ каких-либо убеждений или поведения

  1. Поощрение и высокая оценка.

  2. Публичное одобрение, если оно необходимо.

ВЫБОР тех или иных убеждений или определенного поведения

  1. Выбор из имеющихся альтернатив.

  2. Выбор после обдумывания последствий.

  3. Свободный выбор.

ДЕЙСТВИЕ, основанное на убеждениях

  1. Действие.

  2. Последовательные и повторяющиеся действия по определенному образцу.

По данной системе ценность имеет три составляющие — эмоциональную, когнитивную и поведенческую. Наши ценности основаны на наших чувствах. Мы не просто придерживаемся важных для нас ценностей; мы глубоко переживаем и заботимся о них. Эти ценности так важны для нас, что мы не только не прячем их от мира, но при каждом удобном случае нам не терпится обсудить их с другими людьми. В то же время мы формируем наши ценности, тщательно обдумывая ситуацию, взвешивая все за и против и оценивая последствия тех или иных альтернатив. Мы стараемся принимать решения самостоятельно, невзирая на давление сверстников или властей. И наконец, мы действуем согласно нашим ценностям. Нам не нужно рассказывать, как важны для нас некоторые вещи, — то, как мы проживаем свою жизнь, само по себе иллюстрирует наши убеждения и предпочтения.

В этом смысле ценности легко отличить от чувств, взглядов, целей, мнений, убеждений, привычек и других «индикаторов ценностей». Ценности — это невероятно важные и всепроникающие аспекты нашей жизни, которые затрагивают чувства, мысли и поведение. Используя семь процессов оценивания, мы можем вывести свою систему ценностей на новый уровень: достигать целей, о которых до этого момента только мечтали; обдумывать альтернативные варианты моделей поведения, которые, возможно, перестали нас удовлетворять; понимать, что́ мы поощряем и ценим в действительности, и действовать соответственно — одним словом, добиваться полного взаимопроникновения наших чувств, убеждений и поведения. Таким образом, эти семь процессов оценивания можно использовать в своей собственной жизни, то есть применять их к уже сложившимся убеждениям и моделям поведения, а также к тем, которые еще только формируются.

Поскольку определение личных ценностей подразумевает их реализацию в жизни, возникает вопрос: не является ли выявление ценностей для принятия жизненных решений эгоистичным и аморальным? Ведь, по сути, мы выбираем то, что сделает нас счастливыми, невзирая на мнение окружающих. Тем не менее это не так по двум простым причинам.

Во-первых, выявление ценностей — лишь часть более полного процесса их формирования. Мы не можем принимать решения совершенно независимо. На нас оказывают влияние внушение и моделирование, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни. Общество имеет право внушать моральные нормы, так же как и создавать эффективные и благоразумные примеры для подражания. Мы не утверждаем, что родители, учителя, работодатели, политические лидеры и другие люди должны забыть о внушении и моделировании, мы лишь предлагаем дополнить эти традиционные методы более сознательным и обдуманным подходом, который помогает принимать наиболее верные решения самостоятельно.

Во-вторых, внимание к потребностям и правам окружающих всегда должно быть частью процесса выявления ценностей. Обдумывая последствия выбора, очень важно спросить себя: какое влияние окажет наш выбор на окружающих? Если этот выбор касается вопросов морали, что правильно, а что — нет? Какой поступок был бы нравственным? Если все последуют моему примеру, каким станет наш мир? Если вам никогда не рассказывали, что хорошо, а что плохо, и не учили заботиться об окружающих, вам будет сложно ответить на эти вопросы. Вот почему внушение и моделирование так важны. Не все идеи справедливости, нравственности и морали возникают спонтанно; их необходимо прививать наряду с теми, что уже были открыты самостоятельно. Таким образом, размышление над нравственными и этическими вопросами непременно должно стать частью процесса определения ценностей.

Мы убеждены, что эмпирическое исследование метода выявления ценностей и его обширное практическое применение в последние 30 лет показывают: те, кто испробовал этот метод на себе, стали менее апатичными, более уравновешенными, меньше подстраиваются под окружающих и реже затевают споры из-за пустяков. Это люди более живые и энергичные, они более критично смотрят на мир и чаще всего доводят начатое дело до конца. Тем, у кого возникают сложности в школе и на работе, метод выявления ценностей помогает достичь больших успехов. И поскольку процесс выявления ценностей включает в себя размышление над морально-этическими вопросами, метод не только помогает делать выбор, который приносит личное удовлетворение, но и учит конструктивному социальному поведению.

<…>

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Стратегии выявления ценностей

1 Притчи Соломона, 22:6. — Прим. пер.

...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU