Мир, в котором мы живем, порой приводит нас в замешательство. За каждым новым поворотом нам приходится решать, как жить дальше. В идеале решение должно приниматься исходя из наших ценностей — принципов и приоритетов, представляющих для нас важность. Но часто бывает так, что мы не совсем понимаем, что́ действительно обладает для нас ценностью и как это использовать в повседневной жизни.
Мы то и дело сталкиваемся с ощущением неопределенности или конфликтом ценностей в таких сферах жизни, как:
политика; |
семья; |
религия; |
друзья; |
работа; |
деньги; |
свободное время; |
старение, смерть |
школа; |
здоровье; |
любовь и секс; |
межэтнические |
материальная |
отношения; |
собственность; |
культура (искусство, музыка и т. д.). |
личные предпочтения (одежда, прическа и т. д.); | |
|
Все мы, и молодые и старые, размышляя о своих ценностях, можем запутаться. И сегодня нам приходится делать выбор чаще, чем предыдущим поколениям. У нас столько альтернатив, что мы впадаем в ступор. Мы менее ограничены и более искушены, но многослойность окружающего мира бесконечно усложняет нам процесс выбора.
Как правило, наши ценности формируются и видоизменяются под воздействием разных явлений. К ним относятся:
1. Внушение
Родители, учителя, религиозные институты, обстановка на работе и общество пытаются навязать нам свои ценности, а также сформировать и изменить наши ценности массой различных способов. С помощью объяснений, нравоучений, правил, наград, наказаний, слоганов, символов и многого другого окружающий мир с момента нашего рождения и до самой смерти пытается передать нам свои ценности и тем самым увековечить их.
Все это закономерно и неизбежно. За тысячи лет человечество научилось тому, как создать общественный порядок, в котором люди смогли бы жить в мире друг с другом, не переживая за свою жизнь и собственность, уважая чужую свободу и совместно работая ради общего блага. И хотя людей, которые соответствуют этим идеалам, не так уж и много, мы все равно надеемся, что в будущем их станет больше. Мы знаем, что и сами должны к этому стремиться, поэтому передаем эти ценности своим детям и друг другу. Мы стараемся изо всех сил, «наставляя юношей при начале их пути»1, как говорится в притче, чтобы передать самые заветные ценности и убеждения тем, чья судьба зависит от нас.
Но каким бы важным и обязательным нам ни казалось внушение высоких моральных ценностей и передача накопленных знаний, такой подход имеет некоторые ограничения. Одно из них связано с тем, что окружающий мир очень разнообразен. Прямое внушение работает лучше всего, когда под «правильными» ценностями все понимают одно и то же. Давайте поразмышляем над сегодняшней ситуацией. Родители приучают к одному набору правил и запретов. Церковь зачастую говорит совсем другое. У сверстников третий вариант мировоззрения. У Голливуда и популярных журналов — четвертый. У преподавателя в седьмом классе — пятый. У профессора в колледже — шестой. У президента Соединенных Штатов — седьмой. У следующего президента — восьмой. У представителей контркультуры — девятый и т. д.
Бомбардируемые всеми этими точками зрения, мы в конечном итоге вынуждены самостоятельно делать выбор, чьему совету следовать и чьи ценности принимать. У детей, которым успешно внушили определенные ценности, будут свои стандарты, свое «правильно» и «неправильно» для принятия сложного решения; но внушенные ценности не годятся на все случаи жизни и не всегда помогают справиться с трудным выбором, когда наступает момент истины. А людям, воспитанием которых, пока они были маленькими, не занимались (например, рядом не было родителей или других близких людей; родителям было все равно или они оказались не способны чему-либо научить), в таких ситуациях еще сложнее. Их никто не научил формировать собственную систему ценностей, выбирая лучшее из систем, предлагаемых другими, и отвергая худшее. Таким образом, слишком часто важные решения принимаются под давлением сверстников, из-за бездумного подчинения властям или под влиянием СМИ.
Еще один недостаток прямого навязывания ценностей — противоречие теории и практики; декларируемые ценности властей, культурных и религиозных организаций — зачастую лишь пустые слова, противоречащие делам. В результате, к примеру, некоторые религиозные люди любят своих соседей по выходным, а всю оставшуюся неделю стараются их перещеголять или сплетничают о них. А многие патриоты отобрали бы свободу слова у любого инакомыслящего, чье представление о патриотизме отличается от их собственного. Видим мы и послушных учеников, тихо сидящих в классе и не смеющих рта раскрыть, не подняв руку, но при этом спокойно перебивающих на середине слова своих друзей и родителей. Насаждение ценностей зачастую влияет только на слова людей и редко — на что-то другое в их жизни.
2. Моделирование
Второй важный способ передачи ценностей — моделирование. Его логическое обоснование таково: «Я представляю собой притягательную модель человека, который живет, следуя определенному набору ценностей. Я произвожу впечатление на людей, с которыми вступаю в контакт, поэтому они захотят перенять мои установки и скопировать мое поведение».
Личный пример — куда более действенный способ обучения, чем просто описание чего-то. Моделирование — мощный метод передачи ценностей именно потому, что оно представляет собой живой пример этих ценностей в действии. Конечно, моделирование действует независимо от того, пытаемся ли мы сознательно стать примером для подражания или нет. Мы всегда замечаем, какие поступки совершают люди и как они справляются с ценностными конфликтами в своей жизни. Также мы замечаем, соответствует ли их поведение их убеждениям. Каждый из нас постоянно служит для кого-то примером, положительным или отрицательным. В частности, молодые люди жадно ищут пример для подражания и находят его среди взрослых или своих сверстников, хорошо это или плохо.
Моделирование, как и внушение, — важный и неизбежный способ передачи ценностей, но, как и у внушения, у него есть свои ограничения. Главная сложность в том, что людей окружает великое множество разных примеров для подражания. Родители, учителя, политики, рок-звезды, звезды кино, друзья, религиозные деятели, литературные персонажи и многие другие — все они представляют собой определенные модели. Как же разобраться во всех за и против и вычленить из всего этого свои собственные ценности? Как отличить внешне привлекательную модель от примера настоящей мудрости, нравственности и счастья?
Итак, и взрослые и дети могут получить пользу от своевременного внушения или достойного примера для подражания. Все мы заслуживаем ответственных взрослых рядом, которые позаботятся о нашем благополучии, передадут нам всю мудрость, накопленную обществом за века существования, привьют нормы морали и сделают жизнь притягательной и радостной. И все же, когда мы выбираем профессию или подыскиваем спутника жизни, каким образом из окружающих нас многочисленных примеров и нравоучений выбрать наиболее для нас правильные? Как узнать, стоит ли придерживаться старых моральных устоев и стандартов или попробовать что-то новое? Как развить в себе индивидуальность? Как научиться завязывать отношения с людьми, чьи ценности отличны от наших? Что делать, если две основные ценности вступили в противоречие друг с другом и чем чаще мы действуем согласно одной из них, тем больше страдает вторая?
3. Выявление ценностей
Выявление ценностей помогает человеку ответить на все эти вопросы и выстроить собственную систему ценностей. Метод не нов. Еще со времен Сократа встречались родители, учителя и преподаватели, которые стремились научить людей самостоятельно разрешать ценностные конфликты. Делали они это по-разному: задавали наводящие вопросы, внимательно выслушивали, поощряли самопознание и демонстрировали веру в способность собеседника самостоятельно найти ответ.
Каждая из этих техник представляет собой часть процесса выявления ценностей. В то же время метод выявления ценностей, представленный в этой книге, систематизирован лучше, чем общие техники самоанализа и самостоятельного принятия решений. Книга основана на методе, разработанном Луисом Рэтсом, который, в свою очередь, опирался на идеи Джона Дьюи. Рэтс внес в это дело особый вклад, поскольку, в отличие от других теоретических подходов к проблеме ценностей, утверждал, что необходимо сосредоточиться на процессе оценивания. Он обращал внимание на то, каким образом люди приходят к тем или иным убеждениям и приобретают определенные модели поведения.
Согласно Рэтсу, процесс оценивания состоит из семи пунктов:
ПООЩРЕНИЕ каких-либо убеждений или поведения
-
Поощрение и высокая оценка.
-
Публичное одобрение, если оно необходимо.
ВЫБОР тех или иных убеждений или определенного поведения
-
Выбор из имеющихся альтернатив.
-
Выбор после обдумывания последствий.
-
Свободный выбор.
ДЕЙСТВИЕ, основанное на убеждениях
-
Действие.
-
Последовательные и повторяющиеся действия по определенному образцу.
По данной системе ценность имеет три составляющие — эмоциональную, когнитивную и поведенческую. Наши ценности основаны на наших чувствах. Мы не просто придерживаемся важных для нас ценностей; мы глубоко переживаем и заботимся о них. Эти ценности так важны для нас, что мы не только не прячем их от мира, но при каждом удобном случае нам не терпится обсудить их с другими людьми. В то же время мы формируем наши ценности, тщательно обдумывая ситуацию, взвешивая все за и против и оценивая последствия тех или иных альтернатив. Мы стараемся принимать решения самостоятельно, невзирая на давление сверстников или властей. И наконец, мы действуем согласно нашим ценностям. Нам не нужно рассказывать, как важны для нас некоторые вещи, — то, как мы проживаем свою жизнь, само по себе иллюстрирует наши убеждения и предпочтения.
В этом смысле ценности легко отличить от чувств, взглядов, целей, мнений, убеждений, привычек и других «индикаторов ценностей». Ценности — это невероятно важные и всепроникающие аспекты нашей жизни, которые затрагивают чувства, мысли и поведение. Используя семь процессов оценивания, мы можем вывести свою систему ценностей на новый уровень: достигать целей, о которых до этого момента только мечтали; обдумывать альтернативные варианты моделей поведения, которые, возможно, перестали нас удовлетворять; понимать, что́ мы поощряем и ценим в действительности, и действовать соответственно — одним словом, добиваться полного взаимопроникновения наших чувств, убеждений и поведения. Таким образом, эти семь процессов оценивания можно использовать в своей собственной жизни, то есть применять их к уже сложившимся убеждениям и моделям поведения, а также к тем, которые еще только формируются.
Поскольку определение личных ценностей подразумевает их реализацию в жизни, возникает вопрос: не является ли выявление ценностей для принятия жизненных решений эгоистичным и аморальным? Ведь, по сути, мы выбираем то, что сделает нас счастливыми, невзирая на мнение окружающих. Тем не менее это не так по двум простым причинам.
Во-первых, выявление ценностей — лишь часть более полного процесса их формирования. Мы не можем принимать решения совершенно независимо. На нас оказывают влияние внушение и моделирование, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни. Общество имеет право внушать моральные нормы, так же как и создавать эффективные и благоразумные примеры для подражания. Мы не утверждаем, что родители, учителя, работодатели, политические лидеры и другие люди должны забыть о внушении и моделировании, мы лишь предлагаем дополнить эти традиционные методы более сознательным и обдуманным подходом, который помогает принимать наиболее верные решения самостоятельно.
Во-вторых, внимание к потребностям и правам окружающих всегда должно быть частью процесса выявления ценностей. Обдумывая последствия выбора, очень важно спросить себя: какое влияние окажет наш выбор на окружающих? Если этот выбор касается вопросов морали, что правильно, а что — нет? Какой поступок был бы нравственным? Если все последуют моему примеру, каким станет наш мир? Если вам никогда не рассказывали, что хорошо, а что плохо, и не учили заботиться об окружающих, вам будет сложно ответить на эти вопросы. Вот почему внушение и моделирование так важны. Не все идеи справедливости, нравственности и морали возникают спонтанно; их необходимо прививать наряду с теми, что уже были открыты самостоятельно. Таким образом, размышление над нравственными и этическими вопросами непременно должно стать частью процесса определения ценностей.
Мы убеждены, что эмпирическое исследование метода выявления ценностей и его обширное практическое применение в последние 30 лет показывают: те, кто испробовал этот метод на себе, стали менее апатичными, более уравновешенными, меньше подстраиваются под окружающих и реже затевают споры из-за пустяков. Это люди более живые и энергичные, они более критично смотрят на мир и чаще всего доводят начатое дело до конца. Тем, у кого возникают сложности в школе и на работе, метод выявления ценностей помогает достичь больших успехов. И поскольку процесс выявления ценностей включает в себя размышление над морально-этическими вопросами, метод не только помогает делать выбор, который приносит личное удовлетворение, но и учит конструктивному социальному поведению.
<…>
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Стратегии выявления ценностей
1 Притчи Соломона, 22:6. — Прим. пер.
...
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).
© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU