Что сложнее: выбрать своего коуча? Олеся Коста

Автор: Олеся Коста, ООО «АШАН»

Олеся Коста, старший специалист по персоналу центрального офиса ООО «АШАН»

Что может коучинг решить в бизнесе, а что миф?

― Для начала вспомним главную цель и задачу HR-департаментов. Перед нами стоит одновременно простая и далеко не лёгкая задача ― обеспечить бесперебойную работу всех бизнес-процессов. При этом работа коучей напрямую связана с ресурсами, имеющимися у HR департаментов, ― с персоналом. Соответственно, человек, называющий себя коучем, должен в первую очередь ставить перед собой цель найти инструменты, помогающие бизнесу работать непрерывно и качественно, а в нынешнее время ещё и инновационно. И обучить этим инструментам вас или вашу команду.

В связи с вышесказанным ответ на вопрос, что может коучинг решить в бизнесе: он может помочь найти проблемы в бизнесе и дать инструменты, способные помочь. А дальнейшая работа по решению проблемы, конечно, лежит на плечах руководителей и топ-менеджеров.

Что точно миф в работе коуча, так это то, что работа лишь одного тренера-коуча, без каких-либо усилий со стороны его клиентов, способна принести прибыль.

Все тренеры и психологи сегодня вдруг стали ещё и коучами. Но как реально выбрать СВОЕГО коуча?

― К счастью, сейчас много тренеров-коучей, проводящих обучение по различным направлениям. Например, есть различные навыковые тренинги ― психотерапевтические, социально-психологические и, конечно, бизнес-тренинги. Но, к сожалению, сейчас тренингов настолько много, что каждый второй называет себя коучем. При этом худшая реалия этих событий такова, что немало коучей стали таковыми сразу после того, как проснулись сегодня утром, при этом не озаботившись о получении каких-либо знаний и уж тем более сертификатов, подтверждающих их квалификацию. В связи с этим, конечно, становится всё сложнее выбрать хорошего коуча, который вам подходит.

Хотелось бы дать совет: определитесь с главной целью ― для чего нужен вам или вашей компании коуч. Каких целей вы хотите добиться благодаря коучу? Повысить мотивацию и сплотить команду? «Прокачать» навыки продаж коммерческого состава? Или, может быть, вы хотите поднять бизнес на новый уровень, сделать что-то новое, улучшить процессы, и вам нужно, чтобы кто-то пришёл и научил вашу команду генерировать новые, качественные идеи, которых ещё не видел бизнес? Или нужна помощь, чтобы разобраться в себе и своём предназначении? Ответив на ряд таких вопросов, вы сможете сузить круг поиска специалистов.

Стоит ли коучу «раскрывать душу» и все секреты, если желаешь получить результат?

― Адекватный коуч сам откроет свою «душу», затем откроет вашу «душу» и узнает все секреты, чтобы помочь вам достигнуть того результата, который вы (а может, и он) поставили в качестве цели.

Другими словами, можно сказать, что работа коуча начинается с проведения анализа организации, а в случае личного коучинга ― анализа клиента и выявления потребностей в той или иной «тренировке». Поэтому на этом этапе необходимо вернуться к пункту о постановке целей, которые вы хотите достичь «руками» тренера, и обязательно обговорить их с коучем.

А если вы не знаете, чего хотите, не можете определиться с целью? Поздравляю, вы нашли первую свою цель ― найти коуча, который научит навыку целеполагания.

Неудачи и удачи в коучинге ― можете поделиться Вашей практикой или данными коллег?

― Что касается неудач, то мое мнение таково: хороший коуч всегда преобразует неудачу в результат работы и повод «прокачать» себя, увидеть ошибку и сделать всё, чтобы её не повторять.

Помимо этого, любая неудача ― это история, о которой потом можно рассказывать во время своего коучинга и показывать в качестве личного примера, как это можно решить, как справляться с трудностями и оставаться молодцом.

Групповой коучинг ― чем он интересен в бизнесе?

― Групповой коучинг для бизнеса ― замечательная вещь, позволяющая в короткие сроки обучить как можно большее количество персонала. Помимо этого, тренинги мотивируют на работу в команде, помогают включать коллективный разум и помогают командообразованию в коллективах, настраивают на одну волну.

Также групповые тренинги позволяют выявить сотрудников, которые лояльны или не лояльны к организации. И большой совет вышестоящим руководителям ― присмотреться к своим топам во время проведения коучинг-сессий и просить обратной связи от коуча по всем участникам тренинга.

Ваши советы о том, как договариваться с коучами о работе с вашими топами?

― Очень просто: вам нужны хороший бюджет и чёткая цель. Если уже есть коуч, которого хотите пригласить к себе, это вопрос только свободного времени коуча и вашего бюджета. А если не можете самостоятельно найти нужного тренера или не знаете, где его искать, в помощь вам замечательный журнал, который сейчас держите в руках. В нём собрана немалая база качественных экспертов своего дела.

Также стоит заглянуть на сайты профессиональных ассоциаций коучей, можно и социальные сети проштудировать. И не забудьте спросить отзывы коллег.

Кого из коучей Вы могли бы порекомендовать?

― Порекомендовать лишь одного коуча будет не совсем корректно и правильно, так как направления работы и сферы, в которых они работают, очень разнообразны, да и цели найма коуча тоже могут быть множественными. Из тех, на кого ориентируюсь лично я ― это Радислав Гандапас, Ицхак Пинтосевич и недосягаемый Тони Робинсон.

У каждого из коучей своя стратегия, своя методика работы и воздействия. Одни из них проникают так глубоко в душу, что вы, лишь только слушая и следя за невербаликой, естественным образом находите правильный вектор. А другие проезжают по вам словно фура, доставляя в нужном направлении со скоростью формулы #1.

Какой метод подходит именно Вам, выбирать, конечно, нужно самим.

Наша справка. Сайт компании ООО «АШАН» ― https://www.auchan.ru/. По данным за 2016 год, Retail Auchan занимает 11-е место в мире среди рознично-продовольственных сетей. Магазинов формата «гипермаркет» ― 90, формата «супермаркет» ― 158. Количество персонала: по всему миру ― более 300 000 человек, в России ― более 42 000.

Ольга Кошарная