Как реально выбрать СВОЕГО коуча?

Автор: Юлия Шикарева, «КДМ»

Юлия Шикарева, ведущий менеджер по персоналу компании «КДМ»

Что может коучинг решить в бизнесе, а что миф?

― Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно определиться, что же такое коучинг. Коучи ― это что-то среднее между бизнес-тренером и психоаналитиком. Коуч ― это тренер вашего успеха. Его основная задача ― с помощью правильно заданных вопросов выявить скрытые ресурсы человека и помочь ему достичь успеха. Только сначала нужно разобраться, что является успехом в понимании конкретного человека, не навязано ли это мнение его родителями или окружением. И наконец, станет ли человек действительно счастлив, достигнув этой цели?

Наверное, основная ошибка людей, которые обращаются к коучам, ― надежда на то, что ему предложат «волшебную таблетку» от всех проблем. Ну или хотя бы пропишут конкретный план действий. К сожалению или к счастью, от настоящего коуча вы не получите ни того, ни другого. Коучинг ― раскрытие потенциала личности для максимализации производительности и эффективности как в работе, так и в других сферах жизни.

Получается, что коуч может помочь человеку только в том случае, если последний в самом деле хочет измениться и готов к этому. Иначе ни профессионализм коуча, ни количество проведённых вместе часов не исправят ситуацию.

Все тренеры и психологи сегодня вдруг стали ещё и коучами. Но как реально выбрать СВОЕГО коуча?

― Почему один и тот же коуч способен быстро и глубоко помочь разобраться человеку в своей проблеме и найти единственно верное решение, а с другим не смог пообщаться более двух раз? Конечно, все мы разные люди со своим набором особенностей и определённым количеством тараканов в голове. Так вот, количество, размер, цвет и прочие характеристики этих самых тараканов у «вашего» человека должны совпадать с вашими собственными. И чем больше, тем лучше. Очень важно, чтобы ценности и прочие установки у вас и вашего коуча были одинаковыми или хотя бы не противоречили друг другу.

Согласитесь, сложно будет рассказывать о семейных проблемах человеку, который сейчас переживает тяжёлый развод. Или жаловаться на отсутствие денег коучу, главная мотивация которого ― саморазвитие, а деньги находятся на последнем месте.

Если знакомый советует вам своего коуча, рассказывая о его профессионализме и крутизне, а вы, пообщавшись всего раз, уже не хотите вернуться вновь, не расстраивайтесь. Просто этот коуч не близок вам по духу. А может, вы даже и не входите в его целевую аудиторию. И наличие рекомендаций даже от хорошего знакомого ещё не говорит о том, что коуч поможет вам так же эффективно разобраться в проблемах. И здесь дело не в опыте работы или настроении, просто вы не подходите друг другу. Ну и, конечно, если не лежит душа, вряд ли получится конструктивный разговор и уж тем более будет достигнут нужный результат.

Как понять, что коуч подходит именно вам? Просто поговорите с ним на отвлечённые темы, а затем спросите себя: насколько я готов положиться на этого человека. Ответ не заставит себя ждать.

Стоит ли коучу «раскрывать душу» и все секреты, если желаешь получить результат?

― На самом деле, профессиональный коуч не станет задавать вам неудобные вопросы или лезть в душу (за исключением случаев, когда это необходимо для достижения целей). Профессионал своего дела уже давно сделал для себя все выводы и, не задавая прямых вопросов, уже в курсе всех ваших внутренних переживаний и барьеров.

Также не стоит бояться, что ваши внутренние противоречия и проблемы станут доступны посторонним людям: профессиональная этика коучей (равно как и врачей и психологов) не позволяет им распространяться о том, что они узнали во время сеансов. С другой стороны, если вы действительно настроены на изменения и готовы к ним, вы всегда ответите на все, даже самые неудобные, вопросы. Потому что коучинг как раз и заключается в поиске внутренних сил и энергии для получения желаемого результата. И зачастую, когда отвечаете коучу на один вопрос, для вас вдруг открывается истина, и это открытие реально помогает вам в решении той или иной проблемы. Пусть они не всегда бывают приятными и порой даже совсем наоборот, они помогают человеку лучше разбираться в себе, и, значит, решить любую проблему будет гораздо проще.

Групповой коучинг ― чем он интересен в бизнесе?

― Групповой коучинг отлично применяется в ситуациях, когда нужно побороть возражения на корню. Например, генеральный директор задумал внести некоторые изменения в работу компании, так как этого требовали постоянно меняющиеся условия на рынке. Мероприятия были разработаны, и оставалось лишь донести эту информацию до руководящего состава компании. Но директор понимал, что столкнётся с волной возражений сотрудников, которые привыкли работать в обычном режиме и не планировали что-либо менять.

Поэтому он пригласил к себе коуча, обрисовал ситуацию. Что делает коуч на сессии? С помощью правильных вопросов и наводящих упражнений он плавно подводит руководителей к мысли о необходимости изменений, дабы оставаться на плаву и быть ничем не хуже конкурентов. После того как все руководители «смирились» с необходимостью, они сами придумали и разработали систему внедрения изменений. Стоит ли говорить, что на выходе генеральный директор получил полностью замотивированных сотрудников, которые тут же начали осуществлять задуманный план с полной уверенностью, что они сами к этому пришли? Во время встречи все руководители быстро и безопасно переживают процесс принятия новой идеи.

Групповой коучинг хорош тогда, когда нужно быстро и без осложнений донести до сотрудников мысль, тут же отработать возражения и замотивировать на выполнение задач.

Ваши советы о том, как договариваться с коучами о работе с вашими топами?

― Чтобы выстроить результативное взаимодействие между коучем и руководящим составом, следует убедиться, что каждый из участников коуч-сессии действительно готов к изменениям. Только в этом случае мероприятие принесёт результаты. К сожалению, есть огромное количество руководителей, которые считают, что им уже нечему учиться. Они всё прекрасно знают сами. Есть те, кто считает это пустой тратой времени и просто позаимствованным из другого языка красивым словом.

Коуч, в свою очередь, перед началом должен «прощупать» руководителей на предмет заинтересованности и понять, будет ли мероприятие результативным. Есть теория, которая разделяет весь персонал на три категории. Первая ― ядро компании ― это примерно 20 % сотрудников. Сюда могут входить как руководители, так и линейные специалисты, а также рабочий персонал. Это хранители ценностей компании, высоко замотивированные и лояльные сотрудники, готовые с удовольствием обучаться не только для себя, но и во благо родной компании.

Вторая группа ― 40 % ― это те, кого в принципе работа в компании устраивает, за исключением некоторых факторов. Если провести обучение или коуч-сессию для такого типа сотрудников, есть вероятность переманить некоторых из них в ядро ― те самые 20 % вовлечённых работников. И, наконец, третья категория ― оставшиеся 40 %. Это сотрудники, не вовлечённые в ценности компании, которые при первом удобном случае сбегут. На таких не стоит тратить ни силы, ни время.

Так, если коуч видит, что бОльшая часть из собравшихся на сессию принадлежит к третьему типу сотрудников, вероятность проведения результативного мероприятия крайне мала. Поэтому перед тем, как проводить консультации / обучение / коуч-сессии, нужно обязательно оценить степень вовлечённости и заинтересованности сотрудников, чтобы не потратить ресурсы впустую.

Плюс с коучем необходимо заранее обговорить промежуточные результаты: в чём они будут измеряться и с какой периодичностью. Обсудив эти условия, и заказчик и сам коуч будут понимать, в верном ли направлении они идут, и всегда успеют вовремя подкорректировать свои действия.

Кого из коучей Вы могли бы порекомендовать?

― Алина Калядина. В HR-менеджменте с 2003 года. Более 2000 собеседований, более 150 успешно закрытых вакансий. С 2015 года ― карьерный консультант: планирование и сопровождение карьеры, профориентация для взрослых (смена профиля и сферы деятельности), формирование имиджа, отвечающего карьерным целям.

Зотова Людмила Ивановна. Практикующий бизнес-тренер, профессиональный коуч, консультант по обучению и мотивации персонала, оценка персонала, построение плана индивидуального развития.

Наша справка. Первый магазин КДМ был открыт в 2000 году. Сегодня 24 магазина КДМ предлагают фурнитуру и комплектующие для производства мебели, представляют продукцию собственных торговых марок «КДМ» и «EVA». Сайт компании http://kdm-furnitura.ru/about.htm

Ольга Кошарная