Бей своих, чтобы чужие боялись

Автор: Андрей Устюжанин, «Эксперт»

Андрей Устюжанин, генеральный директор Кадрового центра «Эксперт»

В настоящее время «Тойота» ― самый дорогой автомобильный бренд в мире, опережающий знаковый «Мерседес». Если компания стоит на краю гибели, периодически вырываясь на второе место по производству своих машин и сползая на третье, то мне думается, что её гибель ― понятие очень умозрительное. Не сегодняшнее и даже не завтрашнее…

Какова цена заклинаниям о надёжности «Тойоты», хорошо знают на рынках всего мира. Если вы обратите внимание на то, на каких машинах с пулёметами ездят «басмачи» всех мастей во всех климатических поясах, то увидите, что это «тойоты», которым нередко насчитывается несколько десятков лет.

В частности, на нашем авторынке «ржавое ведро на четырёх колесах» с надписью «Тойота» будет продано быстро и бодро, в отличие от многих других марок. И для этого у него есть основания. Как любитель покататься время от времени по бездорожью, могу сказать, что «тойоты» составляют большинство иностранных машин, используемых для этой цели.

Но, как мы видим, в том числе и на наших асфальтированных улицах, автопарк от «Тойоты» представлен очень плотно.

Я думаю, что глава «Тойоты» действует по принципу «бей своих, чтобы чужие боялись». Надо немножко напрячь собственный персонал, чтобы не почивал на лаврах.

Эмоциональная подача материала глубже проникает в сознание подчинённых. Одно дело нарастить производство на пару процентов ― скучно, господа, а другое дело ― побиться не на жизнь, а на смерть. Вот это задача для нормальных пацанов – самураев. )

Существует поговорка: «Пионер первым получает стрелу в спину». Несмотря на всеобщее ожидание бурного прорыва в технологиях автомобилестроения, в частности замены двигателя внутреннего сгорания электромобилями, никакой очевидной замены на данный момент пока не видно.

На данный момент производство электромобилей невыгодно. «Классические» компании, которые их выпускают, дотируют их производство за счёт классических автомобилей и моторов. А суперинновационная компания Tesla свои машины продаёт дешевле, чем они обходятся. Убытки компании за 2016 год ― 675 млн долларов. Вероятно, по этой причине Daimler и Toyota, в разное время владевшие по 10 % Tesla Motors, ограничили сотрудничество технологиями.

Когда эта ситуация будет переломлена, неизвестно, и будет ли переломлена вообще ― не факт. Вполне вероятно, что нас ожидает очередной лопнувший пузырь. Не исключено, что все нынешние пионеры окажутся в ситуации выигрыша такого типа: «Поздравляю! Вы выиграли… проигрыш!».

Кое-какие успехи, кроме выпуска симпатичных электронных собачек, у «Тойоты» в производстве современных двигателей всё же есть. Они дают ей надежду не кануть бесславно на фоне свежеиспечённых конкурентов. В частности, она долгое время является лидирующей компанией по количеству гибридов, активно выпускает эти автомобили с 1997 года по настоящий момент. Технологию гибридного привода Toyota Hybrid Synergy Drive лицензировали Ford и Nissan.

Японцы известны как замечательные имитаторы, берущие чью-то идею и затем доводящие её до блеска и совершенства. В своё время экономическое «японское чудо» было основано на изучении японцами практики западного (в значительной степени американского) менеджмента, который они блестящим образом внедрили и переработали на своей территории. Затем был мощный экономический рывок, и уже к ним за умом-разумом потянулись бизнес-ходоки со всего мира.

Быстрые и уж тем более необдуманные решения не характерны для японских компаний. Там любую мелочь согласовывают со всеми, к кому она имеет хоть малейшее отношение, дожидаясь коллективного согласия по вопросу. Решению раздробить японскую головную компанию на субкомпании наверняка предшествовало очень долгое, скрупулёзное и, скорее всего, даже избыточно-нудное для западного менталитета изучение американской практики. Наступил очередной виток истории…

Перестановка с места на место как топ-менеджеров, так и обычных сотрудников, причём в совершенно невообразимых вариантах ― с финансов в продажи, с производства в финансы и т. д., ― классическая фишка японского менеджмента. Это плановая ротация. Самих японцев все эти назначения и перестановки наверняка впечатляют гораздо меньше, чем нас.

Насколько все эти изменения оправданны и куда этот виток истории забросит «Тойоту», покажет время…