Мысли практиков бизнеса в интервью Управление персоналом в журнале раскрывают бизнес ярче и шире книг и статей

Павел Кочетков, канд. филол. наук, доцент Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Павел, внимательно читая все интервью экспертов УП как редактор, какие новые знания Вы получаете от материалов лично и используете их в преподавательской работе в университете?

― Как преподаватель, даю студентам взятые напрокат теоретические знания, раскрашенные житейскими наблюдениями. Благодаря УП палитра этих наблюдений становится практически безграничной. Выскажу крамольную мысль: управление персоналом можно назвать наукой лишь отчасти. В том, что касается человека, явление настолько богаче закона, что любая истина становится относительной. Доказательства можно найти в любом номере журнала, достаточно почитать практиков. Поэтому последние несколько лет почти не читаю солидных научных изданий по этому направлению. Очень хорошо, что УП поставил барьер для «теоретиков» и не стремится войти в список РИНЦ или ВАК. Несмотря на это, ссылки на журнал вижу почти во всех учебных программах соответствующих дисциплин у своих коллег из разных городов страны

К тому же характерный для УП формат интервью как нельзя лучше подходит для современного восприятия. Исследования убедительно доказывают его клиповый (а зачастую и флэшевый характер), но для самостоятельно мыслящих людей ― CEO и HRD ― это прекрасный материал для проверки собственных идей и концепций. Всё как в шахматах: известны правила, есть определённый набор фигур ― а результат зависит от искусства игрока, поскольку возможных комбинаций великое множество. В общем, полагаю, что «уселся он ― с похвальной целью себе присвоить ум чужой» ― это не про читателей УП.

Кто из спикеров Вас поразил мыслями и идеями в уходящем году более всего?

― Читаю с большим удовольствием все материалы (порой даже как гоголевский Петрушка). Мне интересны секреты успеха ведущих кадровых агентств (CONSORT Group, «Эксперт», «Визави»), так как вдали от мегаполисов при отсутствии спроса на услуги ES они перешли в разряд экзотики. Привлекает инсайдерская информация из «коридоров власти» с принципиальными (иногда резкими) комментариями С.Б. Пронина. В целом, едва ли можно говорить о существовании монополии на выдающиеся идеи. Они, как известно, «носятся в воздухе».

Какие новые идеи менеджмента привлекли Ваше внимание и чем именно?

― На мой взгляд, управление персоналом вступает в эпоху постмодернизма. Технологии, регламенты, вопросники и даже скрипты разработаны, «чёрный квадрат» коучинга уже повешен в красный угол. Не случайно в последних номерах УП активно обсуждаются темы глобальной цифровизации (диджитализации) и роботизации: останется ли место для человека в инновационной экономике. Эксперты смотрят на Запад и на Восток, пытаясь понять: сумеет «Тойота» подобно царю Эдипу отгадать загадку, или же новоявленный сфинкс «Тесла» её сожрёт.

Симптоматично, что на Западе, на который нам так хотелось бы равняться, движение мысли началось в обратную сторону. Об этом говорит появление таких книг, как «Конец эпохи self-help» С. Бринкмана и «Дизайн вашей жизни» Б. Бернетта, отрывки их которых публиковал УП. Учитывая то, что на протяжении всей истории наше отставание от Запада составляло 40-50 лет, есть возможность учесть чужие ошибки. По этой причине внушает определённый оптимизм внимание к теме нетворкинга (тоже, к сожалению, заимствованное) слово, так как по сути это явление очень близко нашему менталитету. Если, конечно, в очередной раз не будем «зады повторять».

Какие темы и рубрики УП Вам интересны?

― Прежде всего мне интересно то, что связано с культурологической основой управления персоналом (возможно, филологическое образование сказывается). Проявлять как лучшие, так и худшие свои качества человеку позволяет культура сообщества, в которой он находится или которую он формирует, если это лидер (с удовольствием прочитал статью Чермена Дзотова в УП 48). Эта проблематика, как мне кажется, будет иметь отношение к любой конкретной теме. По этой причине могу посетовать на долгое отсутствие в УП материалов Тахира Базарова.

Какие новые темы Вы рекомендуете в Новом году экспертам УП предложить для интервью практикам бизнеса?

― Не возьму на себя такую смелость. Могу лишь заметить, что практика бизнеса при одной и той же теории весьма различна. Так, по моим наблюдениям, выработанные в столице процедуры, ритуалы и проч. при трансляции на конкретные предприятия в регионах могут давать совершенно иной эффект. Кроме того, часто имеет место и несоответствие деклараций их воплощению.

Ваши пожелания читателям УП в Новом году?

― Как читателям ― не ограничиваться чтением журнала. Общение приносит пользу, когда оно является двусторонним. Уникальность УП и его привлекательность ― в том, что с его страниц звучит живая речь, иногда даже с некоторыми языковыми неправильностями. Мысль не выражается, а формируется в речи. Поэтому спонтанно возникшая метафора порой несёт даже более глубокое содержание, нежели предполагал автор.

Как практикам бизнеса ― осуществления задуманного, и пусть это задуманное служит не Молоху под названием «развитие экономики», а делает жизнь людей радостнее и чище.