«Звёзды» могут тащить бизнес вниз

Автор: Анетта Орлова, «София»

Анетта Орлова, психолог, собственник сети салонов красоты «София»

Чем больше востребован сотрудник, тем сильнее руководитель боится его потерять. Если предприятие находится на арендных платежах, руководитель ориентирован на показатели прибыли «здесь и сейчас» ― а «ключевик» делает кассу. Его не так-то просто уволить. Но пока ключевой сотрудник приносит прибыль, другие просиживают на «скамейке запасных». Снижаются мотивация и лояльность к работодателю, их ресурсы не используются, и директор обречён зависеть от «ключевика».

Чтобы исправить ситуацию, руководителю нужно провести тонкую психологическую и аналитическую работу. Ни в ком случае не вызывайте «звезду» на прямой разговор: она почувствует угрозу и начнёт защищаться. Она доведёт до клиентов информацию о том, как неблагодарный директор, который живёт за счёт её работы, несправедливо притесняет. Лучше проанализируйте, у кого из сотрудников есть потенциал для развития, и начинать растить «второй эшелон». Тогда «звезда» поймёт, что, даже если она уйдёт, компания выживет, потому что есть альтернативные специалисты.

Шаг 1. Вычислить «звезду»

Когда я первый раз пришла работать директором в салон, в компании было очень непростое положение. У одного стилиста была полная запись на недели вперёд, а выручка составляла 40 % от выручки всех мастеров (198 000 руб. в месяц против 488 200 руб.). Она была сверхкоммуникабельная, и все ей восхищались: мол, наша девочка Маша ― самая потрясающая, она «делает» объём салона, ― говорили учредители. При этом компания находилась в глубоком минусе: 350 000 руб. уходили на аренду, 370 000 ― другие издержки, при ежемесячном доходе около 690 000 руб.

Я поняла, что за счёт ажиотажа, который устраивался вокруг этой девочки, все входящие клиенты на неё переориентировались. Именно они не являлись потребителями других спектров салона ― косметологии, маникюра, массажа и множества других, для получения которых они ходили к конкурентам. В итоге у других шести мастеров, которые могли выполнять более сложные работы, падала мотивация продавать, и они часто сидели без работы. При этом Маша проводила в отпусках шесть недель в год, один из отпусков длился месяц. Разумеется, никто и подумать не мог о том, чтобы ей перечить.

Шаг 2. Проанализировать эффективность сотрудников

Чтобы проверить свою теорию, я составила список ключевых показателей и рассчитала индекс эффективности сотрудников. Я выделила критерии, важные для моего бизнеса. Для каждой отрасли они будут свои, у меня получились следующие:

  • Объём выручки

  • Средний чек. При недостатке клиентов некоторые специалисты увеличивали сумму среднего чека ради дохода, что вынуждало клиента оплачивать услуги сверх ёмкости своего кошелька, после чего он, чаще всего, не возвращался

  • Количество продаж дополнительных процедур (быстрые, но высокомаржинальные процедуры, идущие в дополнение к базовым: например, стрижка стоит 1300 руб. и делается час, а лечебная ампула для волос ― 500 руб. и делается пять минут)

  • Количество продаж сопутствующих товаров (масла, шампуни, маски)

  • Участие в рекламных мероприятиях салона: выставки, бьюти-завтраки, презентации услуг

  • Количество клиентов

  • Рекомендации специалистов смежных секторов услуг

  • Донесение клиентам позитивной информации о жизни салона и его достижениях (участие в выставках, социальные и благотворительные инициативы)

  • Количество конфликтов (с участием этого человека с клиентами и сотрудниками)

  • Лояльность клиентов: количество тех, кто остаётся после того, как пришёл в первый раз.

Я составила анкету для клиентов. Выяснилось, что клиенты мастера-звезды не были информированы ни о жизни салона, ни о других спектрах услуг. Она намеренно ограждала клиентов от этой информации. Её задача была, чтобы вся ёмкость кошелька клиента уходила ей в карман.

Благодаря таблице я получила баллы по каждому критерию и сотруднику. Это помогло увидеть, в кого из мастеров надо вкладывать в первую очередь. В кого-то вложения бессмысленны, так как профессионализм страдает, у другого надо было улучшать коммуникативные навыки, и так далее.

Шаг 3. Поднять производительность сотрудников «второго эшелона»

Для меня было ясно, что, если мне удастся планомерно повышать объёмы работы других мастеров, я смогу увеличить общий оборот и создать уравновешивающую силу.

Этап 1. Вдохновлять сотрудников, у которых есть потенциал. Первое время я работала как коуч для этих людей. Хвалила и вдохновляла, но только за дело. На этом этапе важно «вырастить» их мотивацию.

Этап 2. Выделить зоны роста для каждого сотрудника, дать адекватную обратную связь и вместе с мастером разработать алгоритм движения к его личному успеху в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Этап 3. Сбалансировать реакцию «звезды». Когда среда стала конкурентной, ключевой сотрудник, которая всегда была самой дружелюбной, превратилась в конфликтного хищника. Она даже стала подговаривать против меня жену собственника, которая тоже ходила к ней стричься. Но у меня в руках были аргументы и цифры: прибыль оставляла желать лучшего. Я провела очень аккуратную работу с этим «звёздным» мастером, так как мы действительно зависели от её объемов. Поддерживала уважительное отношение, повысила ей процент, чтобы выиграть время, пока другие подтягивались. Я даже повысила прайс на её услуги, назвав «топ-стилистом». Новые клиенты вынуждены были платить больше или направлялись к другим специалистам, которые были не хуже.

Этап 4. Создать равноправную конкурентную среду. Я стала раз в месяц проводить «День одного мастера», каждый раз это был кто-то новый, таким образом мы рекламировали других специалистов.

Этап 5. Обучать бизнес-показателям. Я подробно, на примерах, рисовала и объясняла, что, если клиент остаётся ― неважно у кого, салон заполняет время и мощность, соответственно, полная запись будет у всех. А утерянный клиент ― это общий убыток! Так я доказала мастерам, что плохо сделанная причёска или маникюр крадут деньги не только у салона, но и отнимают доходы у других специалистов.

В результате за три месяца мы подняли выручку на 27 % благодаря тому, что доход со всех мастеров вырос с 488 000 до 675 000 рублей в месяц. «Звезда» так и осталась в пределах 200 000 рублей в месяц. Ещё через месяц общая выручка всех мастеров, без неё, составляла уже 900 000 рублей.

Материал подготовила Кристина Фирсова