Окружение шефа выдаст вам некое племя

Автор: Елена Александрова, ASLconsulting

Елена Александрова, генеральный директор кадровой компании ASLconsulting

Как понять распределение сил и влияния в компании (критерии и маркеры)?

― Смотря на какой стадии находится компания. Мне достаточно зайти в компанию даже на собеседование, чтобы понять, есть там племена или нет. Во-первых, это языки мимики и жестов, безусловно. Манера общения с шефом и между собой уже даёт понять, что есть некое «племя», которое окружает непосредственно шефа: это либо родственники, либо близкие люди, с которыми он работает много лет и которым он доверяет. Это очень чётко видно по интонации в общении.

Что касается коллектива в общем, то тут нужно смотреть на ключевые фигуры. Мы прекрасно знаем, что в любой компании есть формальные и неформальные лидеры. Как правило, «племя» собирается вокруг неформального лидера. С ним объединяет не только работа, но и какие-то ценности. Люди это могут не озвучивать, но всё равно это есть. Как пишет Логан в своей книге, «племена» определяются таким образом, что люди говорят на языке ценностей, на определённом, друг другу понятном сленге. И таких людей можно определить не только по языку жестов, но даже по энергетике. Это люди одной серии. Это может быть отдел продаж, отдел маркетинга, бухгалтерия. Бухгалтеров никогда не перепутаешь. В любой компании, если бухгалтер идёт по коридору, сразу видно, что это бухгалтер. Или что это главный бухгалтер. Это ощущается на уровне чутья.

Как понять, есть ли в компании некие «племена» (по теории Д. Логана) и к какому племени примкнуть Вам?

― Опишем «племя» людей, приближенных к шефу. Допустим, если ты приходишь в компанию как новый человек, ты можешь проследить на совещании, в приёмной, кто с ним и как общается. Люди его «племени» общаются с ним на более коротком расстоянии.

Если люди находятся в «пресмыкающемся» состоянии ― это уже люди не его «племени». Это уже «племена» второго, третьего уровня, если смотреть по градации. Редко кто из наших руководителей берёт себе в подчинение людей четвёртого уровня, так как сам порой не дотягивает до него.

Как правило, люди «племени» руководителя продаж с ним «на ты» ― достаточно вольно, свободно с ним общаются. Не будем влезать в подноготную, но они, как правило, замкнуты ещё между собой на финансовые манипуляции-операции. Поэтому руководитель отдела продаж приближает к себе тех людей, которых он прощупывает: выгодны они ему или не выгодны, можно им доверять или нет.

Как определить культуру компании (каждый сам за себя или «мы ― команда»)?

― Что касается корпоративной культуры, то её нельзя создать искусственно. Она исходит от собственника компании или генерального руководства. Как правило, то, чем он увлекается, чем он занимается, что ему интересно ― это и транслируется на компанию в целом. Один любит футбол, соответственно, всей компанией играют в футбол, другой любит теннис и т. д.

Я не так давно была в одном проекте в торговой компании. И я одна делала выездной корпоратив на два дня с совершенно незнакомыми мне людьми. Ключевая фраза, которая прозвучала от секретаря директора, заключалась в том, что он очень любит, чтобы перед ним танцевали, разыгрывали сценки, спектакли ― такое «Петросян-шоу». У меня, как организатора мероприятия, сотрудники задания саботировали, потому что я была новым человеком. Но я договорилась с ведущим таким образом, чтобы они все перед шефом плясали, разыгрывали сценки. Вот что значит корпоративная культура. Чужому человеку они сказали категорическое «нет», но, чтобы выслужиться перед шефом, будут ползать на коленях, плясать, петь и шутить. В принципе, каждый сам для себя.

А сейчас время такое, особенно после последнего кризиса 2014 года, что как бы люди друг другу ни улыбались в компании, как бы ни разыгрывали коллективное сообщество, то самое «племя», всё равно каждый сам за себя. Потому что каждый понимает, что сегодняшний день у него может быть последним в компании. Мы все прекрасно знаем, как у нас людей увольняют. Поэтому каждый человек рассчитывает только на свои силы, на собственную выгоду и на собственную реализацию в той или иной компании.

Позицию «мы ― команда» я, пожалуй, не знаю по российским компаниям, давно не встречала. По западным могу сказать. Одна моя знакомая работает в голландской компании, которая производит и продаёт напольные покрытия. У них проходят бесконечные соревнования: футбол, волейбол, спартакиады. И у них, действительно, очень сильный корпоративный дух, потому что это прописано в ценностях компании, исходит от владельцев компании и руководства и транслируется на всех. Там лидеры обладают такой мощной энергетикой, что умеют всех заряжать.

И мы такое видим в западных компаниях: все прекрасно знают Apple или Google и другие компании, где лидер своим примером, своей яркостью, харизматичностью заряжает людей. А в российских компаниях видим в основном «я», а не «мы».

Дружить: только с боссом? со всеми? с самыми влиятельными? ни с кем?

...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU