Перенос производства в другую страну ― это стратегия

Автор: Евгений Смоляков, ТД «Сибирский»

Евгений Смоляков, руководитель ТД «Сибирский»

Как отделить тактику от стратегии в вашем бизнесе?

― Стратегия и тактика по сути два одинаковых понятия и различаются лишь масштабностью. Например, когда мы выпускаем на рынок новый продукт, то это тактический шаг, а стратегия в данном случае ― завоевание определённой доли рынка в конкретном сегменте. Тактический шаг помогает выполнить главную задачу стратегии ― завоевание определённого сегмента рынка. Стратегия и тактика всегда связаны между собой и играют очень важную роль в развитии бизнеса.

В чём ошиблись в стратегии такие гиганты авторитейла, как «Независимость» и другие, почившие в бозе?

― На мой взгляд, неправильно выбранная стратегия может погубить любую компанию, даже такого гиганта авторитейла, как ГК «Независимость». Компания слишком активно развивалась, и в кризис 2008 года вместо того, чтобы оптимизировать расходы, активно увеличивала количество брендов, что, на мой взгляд, и явилось главной стратегической ошибкой. Подобные ситуации наблюдались и с крупными авторитейлерами в регионах.

Но ведь им давали кредиты не «левые» банки, а Сбер и Коо? Неужели и там ошиблись в стратегии?

― Объективно ситуация была очень сложной, несмотря на поддержку акционеров и крупнейших банков (Сбербанк, Газпромбанк), было уже слишком поздно принимать какие-либо реанимирующие действия. Даже смена топ-менеджмента не оказала необходимого воздействия на бизнес, нормализация ситуации так и не произошла.

Стратегия у банков-партнёров всегда одна ― увеличение числа активов и повышение прибыльности. В случае банкротства клиента банк всегда остаётся в прибыли. При оказании поддержки ГК «Независимость» Газпромбанк и Сбербанк, конечно, учитывали тяжёлую ситуацию автогиганта и просчитывали риски и различные сценарии.

Но, когда два года назад упал рубль, было ведь понятно, что есть ТАКТИКА ― срезать издержки (аренда, персонал и т. д.) и дождаться роста продаж?

― Есть устоявшееся мнение, что кризис ― это время возможностей. Многие предприниматели начинают активно инвестировать для наращивания своей доли рынка либо вытеснения конкурентов, но нередко сами попадаются в «финансовую ловушку», так как сложно предугадать заранее глубину падения рынка и скорость восстановления покупательской способности населения.

Почему рухнули ряд крупных производителей обуви? Стратегические ошибки или иное?

― Во всём виноват кризис. Производителям обуви приходилось уменьшать загрузку мощностей, так как не было необходимого спроса. Наиболее яркий пример кризисного состояния рынка ― крупнейшая в России обувная компания «ЦентрОбувь». Возникшие проблемы компании топ-менеджмент объяснил резким ростом курса доллара и, как следствие, снижением покупательской способности. По данным Fashion Consulting Group, c 2013 года от года к году идёт общее сокращение российского рынка обуви. На данный момент обувной рынок восстанавливается, в основном это происходит из-за эффекта отложенного спроса. Только компании с правильной стратегией развития удаётся находить варианты для восстановления прибыли. Одним из примеров правильной стратегии развития, на мой взгляд, является региональная экспансия ГК «Обувь России», которая позволяет компании наращивать LFL.

Перенос производства колготок лидера их штамповки из Твери в Китай ― это стратегия или тактика?

― На первый взгляд, это, конечно, тактический шаг. Перенос производства должен был существенно снизить себестоимость производства колготок и повысить маржинальность бизнеса в целом. Если посмотреть на это с другой стороны, то этот шаг можно назвать стратегией, а тактические шаги могли бы быть, например, выбором партнёра или региона Китая. Всё зависит от того, какая задача была у этого лидера.

«Тойота» уже с 2022 года прекратит выпуск авто на дизеле и бензине. Это стратегия или тактика? Спасёт ли она гиганта?

― Определённо, это стратегия и, на мой взгляд, очень удачная. На сегодняшний день правительства многих стран активно стимулируют переход на электромобили, предлагают преференции, а в некоторых странах обсуждают и полный запрет на бензиновые и дизельные автомобили. Например, в Норвегии количество электромобилей уже заметно превышает количество транспорта на дизеле либо бензине. Рынок уже ощущает падение спроса. Подобные стратегии по переходу на электромобили озвучили также и другие крупнейшие автогиганты: BMW, Mercedes, VAG и др. ― и тот, кто из автопроизводителей заметно преуспеет в этом, будет лидером. Проблема современных литий-ионных батарей для электромобилей в том, что заряжаются они за 20-30 минут, причём заряда хватает лишь на 300-400 км. Если «Тойоте» удастся создать автомобили с батареями нового типа, которые будут заряжаться всего 30 минут и заряда будет хватать на 1000 км, то, определённо, будет победа! Я бы очень хотел, чтобы автопроизводители обратили особое внимание и на проблему утилизации этих батарей, так как это приводит к сильным рискам загрязнения окружающей среды. На сегодняшний день перерабатывается всего лишь 5% литий-ионных батарей.

Какие вызовы стоят сегодня перед вашей компанией и как вы их решаете?

― Сегодня наша компания, как и другие торговые организации, сталкиваются с проблемами отсутствия квалифицированных кадров в сфере торговли, с материальными и товарными потерями в процессе хозяйственной деятельности, которые снижают прибыльность компании. Использование автоматизированных систем на предприятии позволяет эффективно управлять процессами. С их помощью можно собирать и анализировать информацию, на основе которой можно в дальнейшем принимать управленческие решения. Для решения перечисленных проблем я бы рекомендовал тщательно подбирать кадры, поощрять эффективную деятельность сотрудников, внимательно относиться к технологическим процессам и не пренебрегать видеонаблюдением для защиты от краж.

Какие стратегические ошибки Вы могли ранее совершить или совершили?

― В процессе принятия стратегического решения я опираюсь на информацию, имеющуюся в распоряжении в данный момент. Но в наше время изменения на рынке порой происходят слишком быстро. Необходимо уметь распознать сигнал перемены и раньше других занять своё место. В основном стратегические решения основываются на догадках и предположениях о будущем, и поэтому я обязательно оцениваю их ретроспективно. Решения, казавшиеся абсолютно правильными в момент их принятия, могут оказаться в корне неверными при ретроспективном анализе. Важно делать выводы и никогда не останавливаться на достигнутом.

Как Вы готовите стратегические решения?

― Как правило, перед принятием стратегических решений я провожу корпоративные стратегические сессии, на которых принимаются решения, определяющие главные направления деятельности. Проведение таких сессий позволяет уйти от иррационального принятия решения и помогает принимать решения, которые ведут компанию к прибыльному росту. Все идеи формулируются в прямой привязке к финансовым целям компании. Каждое решение представляет собой «бизнес-план». Если обсуждаемая идея на стратегической сессии не несёт повышения выручки, снижения затрат, то у неё нет перспектив принятия.

Диверсификация ― чем она заманчива и чем опасна?

― Я бы охарактеризовал диверсификацию следующей фразой: чем больше ножек, тем проще устоять, если одна из них начинает раскачиваться. Диверсификация интересна в первую очередь тем, что позволяет минимизировать риски за счёт расширения ассортимента продукции, услуг и освоения новых рынков. В случае временных затруднений (перебоев со сбытом, спадом продаж), снижения рентабельности должны функционировать альтернативные потоки, которые позволят держать компанию на плаву. В случае долгосрочного кризиса альтернативные потоки могут выйти на первый план и стать основой для новой стратегии компании. Опасность заключается в сложности управления различных не связанных между собой направлений бизнеса.

Торговые компании нередко успешно начинают производить самый выгодный им товар сами и побеждают конкурентов ― производства. Почему?

― Основной целью производственной и торговой компании является получение прибыли при наименьшем количестве издержек. Соответственно, самый выгодный товар для производства ― это товар с максимально возможной маржинальностью, то есть на его производство потрачено минимальное количество усилий и минимальное количество затрат. Таким образом, мы получаем товар, который может легко конкурировать с производствами, лишёнными таких возможностей, и, соответственно, легко одерживать над ними победу.

Греф сказал, что софт-гиганты скоро вытеснят с рынка все традиционные банки. А что мешает банкам сегодня объединиться и успешно отстоять свою нишу, создавая софт?

― Традиционные банки очень инертны из-за бюрократии, и именно в этом они проигрывают IT-компаниям. У традиционных банков нет экосистемы, так как они изначально не были цифровыми. Герман Греф неоднократно заявлял о том, что Сбербанк планирует выйти на новый уровень конкурентоспособности, дающий возможность составить конкуренцию таким софт-гигантам, как Apple, Google, Amazon, Facebook. Эти планы указаны в стратегии развития Сбербанка до 2020 года. Вот только софт-гиганты уже на рынке! Apple и Google успешно запустили Apple Pay и Android Pay, Facebook зарегистрировал банк в двух юрисдикциях, китайский мессенджер WeChat уже позволяет делать платежи. Осталось дождаться Amazon Finance. Ходят слухи, что увидим мы это в нынешнем году. Я полагаю, что в 2018 году активность IT-компаний в финансовом секторе будет только увеличиваться. Надеюсь, Герману Грефу удастся «отобрать свой завтрак» у софт-гигантов.

Стратегия и персонал ― как надо её учитывать в связи с качеством вашего «войска»?

― Стратегия компании и персонал, на мой взгляд, очень тесно взаимосвязаны. Наиболее важным фактором развития стратегии компании я считаю эффективность разработанной в компании стратегии управления персоналом и её интеграцию на предприятии. Также не стоит забывать и о корпоративной культуре. Очень важно, чтобы каждый сотрудник понимал свою роль в развитии компании в целом и решении её стратегических задач. Я бы рекомендовал на самом начальном этапе разработки стратегии компании разрабатывать стратегии управления персоналом. Главным образом, это влияет на сотрудников, на их трудовые качества и квалификацию.

Что даёт И. Маску написание кандидатами эссе о причинах работать у него в плане стратегии развития?

― Полагаю, что написание эссе дает Илону Маску то же, что и любому другому работодателю. Кандидат должен рассказать, почему хочет устроиться конкретно в эту компанию и почему должны нанять именно его. Эссе позволяет понять, оценить особенность мышления кандидата, его творческие способности, энтузиазм, а также раскрыть потенциал. Иногда эссе говорит даже больше, чем тесты и интервью. В российском бизнесе использование эссе как метода оценки всё ещё редкость.

Лев во главе войска из баранов (по Наполеону) сильнее в стратегии войска львов во главе с бараном?

― Я согласен с приписываемой Евгением Тарле Наполеону фразой: «Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном». Конкурентную войну всегда решают, прежде всего, сильные личные качества руководителей. Самое необходимое ― правильно организовать своё войско, а организовывать проще «баранов». В львином же войске каждый сам за себя, и «баран» их не сможет сплотить.

Можно ли с помощью правильной смены персонала усилить стратегию фирмы и как?

― Психологами доказано, что сотрудник теряет интерес к работе уже через три-четыре года. Исходя из этого, многие компании практикуют смену всего персонала раз в 3 года. Я считаю такие действия компании оправданными, так как новые сотрудники более бодрые, активно включаются в процесс и приносят новые идеи. Конечно же, речь идёт не о полном увольнении персонала, а о планомерной замене сотрудников, исчерпавших свой потенциал. Как правило, топ-менеджеры поступают таким же образом.

У Вас в компании есть «племена» (по Д. Логану)? Как они влияют на стратегию?

― Если рассматривать этот вопрос с позиции Дэйва Логана, то «племена» есть в любой компании. Его теория «племенного лидерства» исходит из антропологического факта: на протяжении своей истории люди жили племенами в несколько десятков человек. Внутри каждого племени все друг с другом знакомы. В штате любой средней или крупной компании никакого единства нет, все разбиты на «племена», каждое из которых варится в своём соку и имеет собственные ценности. И от того, какие «племена» доминируют в компании, зависит, чего она может добиться. Главная задача лидера таких «племен» заключается в том, чтобы перетащить каждое из них хотя бы на уровень выше. Для большего понимания сути этой теории я рекомендую ознакомиться с книгой Дейва Логана «Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры».

А зачем персоналу менять стратегию, прыгая в бурлящий океан перемен?

― Я считаю, что перемены ― это некий процесс эволюции не только компании, но и персонала в том числе. Нередко при приёме на работу я слышу от соискателя причину увольнения с предыдущего места работы: работа стала скучной, у него нет возможности реализовать свой потенциал. Перемены позволяют персоналу участвовать в преобразованиях и влиять на них, приобрести новый уникальный опыт. Важно наличие у сотрудников мотивации и готовности к переменам, ведь они требуют от персонала работать в более напряжённом режиме, чем обычно.

Кто или что может тормозить перемены? Как бороться: огнём или переговорами?

― Перемены в компаниях очень часто встречаются персоналом «в штыки». Ведь для большинства людей перемены ― это стресс, в условиях стресса сотрудники могут впадать в депрессию, принимать решения о смене места работы и т. п. Особенно ярко это выражено в компаниях с персоналом разного возраста. Ни в коем случае не стоит идти на поводу у сотрудников. Они должны понимать, что своими действиями тормозят развитие бизнеса компании. В данном вопросе я считаю, что многое зависит от лидера. Он должен быть более открытым, делиться с сотрудниками информацией и новостями, касающимися развития компании. Необходимо создать на предприятии корректное информационное поле. Людей надо готовить, и они должны понимать, почему им надо что-то менять и какого результата от них хотят добиться. Можно даже провести сепаратные переговоры. В противном случае есть риски, что опытные и ценные кадры покинут компанию.

Онлайн-торговля в Англии уже потеснила магазины... Какой персонал и стратегия нужны тем лидерам ритейла, кто желает бороться за свой бизнес и не сдаваться?

― E-commerce в Великобритании развивается быстрее, чем в других странах региона. На сегодняшний день это третий рынок в мире по популярности среди онлайн-покупателей. По оценкам аналитиков, рынок к 2020 году вырастет до 15 мрлд евро, отрасль будет только расти по мере того, как онлайн-каналы продолжат укреплять свои позиции на рынке. В связи с этим лидерам ритейла было бы логично развивать e-commerce, так как этот канал имеет большой потенциал и огромные возможности. Выгоду в данном случае извлекут как владельцы бизнеса, так и потребители.

Материал подготовила Елена Мамонтова