Лесли Векснер ― бизнесмен, действующий вопреки тренду

Лесли (Лес) Векснер, американский миллиардер, владелец бренда нижнего белья Victorias Secret, родился 8 сентября 1937 г. в Огайо, в семье иммигрантов. В 1959 году окончил Университет в Огайо по специальности «Менеджмент», затем какое-то время посещал Юридическую школу. Когда отец уехал в отпуск, Лесли остался управлять небольшим семейным магазином одежды. По возвращении Векснера-старшего наследник предложил для увеличения прибыли прекратить продажу пальто и расширить ассортимент рубашек, блузок и брюк. В ответ отец посоветовал сыну найти другую работу.

В 1963 году Лесли взял в долг у тети 5000 долларов и открыл магазин The Limited («Ограниченный»), который стал конкурировать с отцовским. В его магазине продавались только брюки и рубашки. В первый год он заработал вдвое больше, чем в лучшие времена его отец. Уже через год родителям пришлось признать правоту сына и присоединиться к нему. Specialty retail (торговля узким набором специфических товаров) в эпоху развития универмагов оказалась революционной идеей. Уже в 30 лет Векснер стал миллионером.

В 1980 году Векснер открыл ориентированную на молодых покупательниц сеть Express с ярким и непринуждённым стилем одежды. Через шесть лет он зарегистрировал компанию Limited Brands, которая в дальнейшем стала крупным конгломератом. К концу 80-х годов в империю одежды Векснера входило более 10 компаний, пять из которых продавали товаров более чем на миллиард долларов каждая.

Секретом успеха была высокая эмоциональная связь с покупателями, что позволяло удерживать высокую маржу на перенасыщенном рынке одежды. Однако владелец компании не испытывал удовлетворения. Векслер работал по 90 часов в неделю, не отвлекаясь ни на что другое. Но, по его признанию, чем большего успеха он достигал в том, что касается зарабатывания денег, тем более несчастным и бесполезным себя чувствовал. С 1998 по 2007 год Векслер продал или передал почти всё, оставив себе только Victorias Secret.

Причиной этого стало решение о создании первой в Америке сети специализированных магазинов белья. Векснер занялся реструктуризацией Victorias Secret и применил для этого операционное ноу-хау The Limited.

Решающим шагом в развитии этой концепции стал эксперимент с показом моделей белья в 1995 году. В настоящее время это шоу привлекает больше зрителей, чем все остальные показы мод вместе взятые. За аккаунтами моделей в социальных сетях следят 33 млн подписчиков. Медиахолдинг CBS платит Victorias Secret более 1 млн долларов в год за право показать его в прямом эфире, и шоу транслируется в 192 страны мира. «Ритейл — это бесплатная форма развлечения»», ― говорит миллиардер.

В настоящее время три крупных бельевых бренда Векснера ― Victorias Secret, Pink и LaSenza ― общей стоимостью 13,2 млрд долларов, занимают 41 % американского рыка нижнего белья. Годовой объём продаж товаров в 2949 магазинах составляет 11 млрд долларов. Маржа операционной прибыли достигает 17%, что в три раза выше средней в этом сегменте.

Однако Векснер не торопится активно завоевывать внешний рынок. В 2012 году Victorias Secret открыла два магазина в Лондоне, а за следующие годы ― ещё пять. В страны Азии и на Ближний Восток Векснер экспортирует бренд, пользуясь моделью франшизы. LBrands не инвестирует в эти 600 магазинов ни одного доллара и при этом гарантированно получает от 10 до 15 % прибыли каждой торговой точки.

Не является ключевым направлением для Векснера и интернет-торговля, хотя и она приносит годовую выручку в 1,5 млрд долларов. В результате рост акций LBrands вдвое больше, чем индекс S&P retail.

«Если с головой погружаться в работу, рискуешь остаться без головы», ― такой вывод сделал Векснер из своей более чем полувековой деятельности. В поисках секретов лидерства он прочитывает по 100 документальных и биографических книг в год. Лесли прочитал все книги о Джордже Вашингтоне, написанные за последние 100 лет. Даже хобби становится для Векснера способом мышления: «Как будто ты сначала включаешь панорамный обзор, а потом начинается приближение». Он посещает художественные музеи, его любимые художники ― Дега, де Кунинг и Пикассо. Векснер собрал коллекцию работ Пикассо, которую специалисты оценивают в 1 млрд долларов. По слухам, он также купил около 100 машин Mercedes, Jaguar и Ferrari, а теперь коллекционирует только красные Ferrari, выпущенные с 1950-х до середины 1960-х годов.

Векснер редко участвует в конференциях по финансовой деятельности LBrands. Легенда ритейла крайне редко и неохотно встречается с журналистами. Офисное здание компании в Колумбусе (штат Огайо) находится через дорогу от мусорной свалки, за забором с надписями «Не входить».

В 1984 году Векснер открыл благотворительный фонд Wexner Foundation, из которого через пять лет миллион долларов пожертвовал на развитие образования и медицины. Он оказывает финансовую поддержку Центру искусств Wexner Center for the Arts Университета Огайо и дарит ему редкие произведения искусства.

По версии журнала Forbes состояние Лесли Векснера оценивалось в 6,2 млрд долларов. Владелец крупнейших брендов в американском ритейле вошёл в список 100 величайших бизнес-умов современности, опубликованный Forbes 23 сентября 2017 года.