А теперь пошёл «Горбатый»...

Автор: Ирина Вдовина, SVN

Ирина Вдовина, HR-директор компании SVN

Самого сильного кандидата лучше давать на просмотр в середине... но если время не ждёт ― первым...

Почему нередко заказчики ошибаются, описывая профиль вакансии?

У заказчика (руководителя) зачастую своё видение специфики работы и обязанностей, которые выполняет сотрудник. И даже темперамент или цвет волос играют роль при выборе кандидата. Думаю, вы тоже слышали от кандидатов или работодателей о вопросе про знак зодиака. Иногда эти моменты руководитель не говорит рекрутеру, и тогда при составлении профиля получаются ошибки. Строго говоря, даже если и есть у заказчика подобные запросы, мы не всегда имеем право указывать их в описании вакансии. Это касается, например, предпочтительного пола или расы будущего сотрудника. Приходится объяснять заказчику, почему то или иное требование следует убрать или заменить. Но прислушиваться к пожеланиям нужно обязательно. И подбирать кандидатов я советую исходя в том числе из дополнительных критериев. Этим вы сэкономите время и нервы себе и заказчику. В то же время заказчикам я рекомендую говорить рекрутеру все предпочтения, не ограничиваясь только должностными обязанностями. Но всё же нужно снисходительно относиться к ошибкам в профиле вакансии от заказчиков, потому что они имеют право чего-то не знать в кадровом деле. Для этого есть служба персонала — неважно, своя или на аутсорсе. Понять, что имеет в виду заказчик, — наша работа.

Часто увидев первых кандидатов клиент «корректирует» заказ, что на деле есть, по сути, новый заказ? Как быть?

— Нужно исходить из ситуации и смотреть, какие корректировки внесены. Если это почти противоположное описание, перед нами возникает действительно новый заказ. Об этом стоит говорить заказчику. Отмечу, что в моей практике таких случаев немного. Чаще всего мы сталкиваемся с корректировками нескольких позиций или требований. Это происходит, потому что в 80 % случаев руководитель не совсем понимает, кто ему нужен, и только после просмотра 2-3 кандидатов у него формируется более-менее чёткий образ будущего коллеги. Корректировки ― это нормальная практика.

Но ещё чаще возникает порой невидимый спор о кандидате. Агентство считает Петю лучшим, а клиент ― Васю... Как быть и как донести правду?

Для начала стоит откровенно поговорить с руководителем и попробовать аргументированно донести до него своё видение ситуации. Если вы приглашаете заказчика на такой разговор, это априори должно означать, что у вас есть веские аргументы. В этом случае велики шансы, что заказчик примет вашу позицию. Иногда стоит дать возможность «ошибиться» руководителю: принять Васю на работу. И после, если он всё же не оправдал надежды руководителя, пригласить Петю. Ещё один неплохой и часто используемый на практике вариант — пригласить кандидатов на тестовые часы. Как правило, это неполный рабочий день, в течение которого вы наблюдаете за ними и принимаете решение. Приглашать потенциальных сотрудников лучше в разное время.

А что если агентство ошибается?

— Такое случается, я не буду это отрицать. Основная причина — неправильно составленный профиль должности. Ошибки возникают, когда рекрутер не до конца понял заказчика или когда руководитель не был полностью откровенным при запросе. При этом ошибка бывает очевидна не сразу. После просмотра нескольких кандидатов заказчик может напрямую сказать, что «вы подбираете не тех соискателей». И это самый лёгкий путь понять оплошность. Чаще быва-ют случаи, когда заказчик не может сформулировать претензии к соискателям, но по какой-то причине ими не доволен. Задача рекрутера — понять такие недосказанности и сделать выводы: при отборе нужно руководствоваться дополнительными критериями, о чём я говорила в начале. Здесь многое зависит от опытности службы персонала. В любом случае свою ошибку нужно признать и исправить. Я бы не рекомендовала «отнекиваться» и делать вид, что всё идет по плану. И самый неприглядный случай — «заказчик сам виноват». Такую фразу лучше забыть.

Самого сильного кандидата надо сразу презентовать или припрятать его на случай замены?

...

Материал подготовила Кристина Фирсова

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU