Из дома не сможет качественно выполнять свои обязанности PR-менеджер, специалист по подбору персонала

Автор: Светлана Белодед, руководитель департамента по работы с персоналом инвестиционной компании QBF

Перевод значительной части трудового коллектива на удалённое сотрудничество является классическим способом по снижению постоянных затрат компании, что положительным образом сказывается на финансовых показателях бизнеса. Перевод же на удалённую работу IT-специалистов (как в случае с «Билайном») с опытом работы, успешно овладевших необходимыми компетенциями в офисе и привыкшими общаться в мессенджерах даже с коллегами, сидящими в соседнем кабинете, в принципе не является особой проблемой для работодателя. Скорее всего, производительность труда этих сотрудников с переходом к работе на дому не уменьшится. При этом специалисты сэкономят время на дорогу в офис, а домашняя обстановка и отсутствие внешних раздражителей позволят им сконцентрироваться на рабочих задачах.

Перевод сотрудников на удалённую работу, как уже было обозначено выше, выгоден для компании: он сократит расходы, например, на аренду помещения и фонд оплаты труда. В то же время мне трудно представить себе крупную финансовую компанию, большинство специалистов которой трудятся на дому. Сотрудники далеко не всех структурных подразделений смогут эффективно работать дистанционно. К примеру, работа секретарей и ассистентов в принципе не может осуществляться удалённо. Едва ли эффективны работающие дистанционно юристы, поскольку они не будут доступны для постоянных консультаций. Из дома не сможет качественно выполнять свои обязанности PR-менеджер, специалист по подбору персонала и т. д.

Конечно, отдельные поручения перечисленные сотрудники легко могут выполнять удалённо. Например, HRспециалист вне офиса сможет просмотреть резюме кандидатов и выбрать соискателей, которых стоит пригласить на собеседование. Но речь идёт лишь о строго ограниченном функционале.

Ещё одна важная сторона вопроса в том, что компания будет работать как сплочённая команда, только если у сотрудников есть офис, в котором они ежедневно встречаются. Креативные идеи, позволяющие развивать бизнес, как правило, рождаются не в уединении, а в процессе многочасового или даже многодневного мозгового штурма. Часто сотруднику нужен совет специалиста другого профиля.

Получить его легче в компании, в которой сотрудников объединяют приятельские отношения, а не у незнакомого коллеги, функционирующего дистанционно и взаимодействующего лишь с непосредственным руководителем.

У сотрудников, работающих в офисе и удалённо, разная мотивация. Специалист, не проникшийся корпоративной культурой, зачастую трудится лишь ради денег. К тому же он обычно полагает, что, если отношения с представителем компании у него испортятся, он сможет быстро и безболезненно для себя найти другого работодателя. Сотрудник, ежедневно посещающий офис, лучше представляет себе, что его работа ? часть масштабного общего дела. Он понимает, что без его участия в проекте может пострадать весь коллектив, поэтому подходит к должностным обязанностям более ответственно. Кроме того, удалённо могут успешно работать лишь люди с развитыми навыками самоорганизации. Конечно, сегодня есть способы создать команду, участники которой смогут достичь успеха, работая дистанционно. Например, небольшой коллектив может общаться в режиме нон-стоп в чатах или в сообществах, созданных в социальных сетях. Но для этого, на мой взгляд, важно, чтобы во главе коллектива стоял сильный лидер, который станет системообразующим фактором для сотрудников.