Трудность не столько в том, чтобы согласиться на «удаление» сотрудников, сколько в необходимости искать новые способы управления и мотивации

Автор: Наталья Сторожева, Центр развития бизнеса и карьеры «Перспектива»

В кризисный 2008 год работодатели, пытаясь сократить издержки, переводили некоторых сотрудников на удалённую работу. Уменьшение количества сотрудников в офисе давало существенную экономию на аренде, организации рабочих мест, питании и прочих сопутствующих расходах. «Удаляли» программистов, дизайнеров, web-специалистов, копирайтеров, архитекторов. Сейчас ситуация изменилась. Многие руководители очень хотели бы видеть маркетологов и PR-менеджеров в офисе, чтобы знать, «чем они там занимаются». Но уверенно вышедшее на рынок поколение миллениалов уже в 2016 году не горело желанием ездить в офис. А в нынешнем 2018-ом они уже смело пишут в резюме: «только удалённая работа», «парт-тайм», «гибкий график». И уловки работодателей в стиле булочек с корицей, теннисных столов, баскетбольных корзин, комнат отдыха совершенно не срабатывают. Список специалистов, которые категорически не желают ездить в офис, стремительно расширяется.

Кейс 1. Сеть городских кафе искала специалиста по SMM (продвижение в соцсетях). Кандидатов было очень много: задачи просты, оплата адекватная, алгоритм действий понятный. Но каждый кандидат в конце собеседования сообщал, что по графику 5/2 работать не готов. Максимум возможного ― приехать один раз в неделю в офис для поддержания team spirit. Они все как один были уверены, что текущие задачи можно решить с помощью электронной почты, скайпа, мессенджеров. Директор по маркетингу, женщина 45+, долго сопротивлялась, но через два месяца, пересмотрев несколько десятков кандидатов, пошла навстречу пожеланиям трудящихся.

Кейс 2. Компания ― дистрибутор комплектующих для высокоточных станков, поставила перед собой цель увеличить региональный охват. Для выполнения этой амбициозной задачи руководитель решил привлечь в компанию «свежую кровь», набрать молодых энергичных ребят в отдел продаж, чтобы они активно ездили по командировкам. На собеседованиях кандидатам сообщали, что соотношение офисного и «полевого» времени ― 40/60. Менеджеров набрали довольно быстро, но в течение первых же недель выяснилось, что с выездами и длительными командировками проблем нет, а вот офисная работа как-то не пошла… Новые сотрудники (возраст ― 23-25) объясняли свою позицию так: «Во вторник я вернулся из поездки, мне как можно скорее нужно подготовить для клиента КП и презентацию. Чем быстрее отвечу, тем больше шансов подписать договор, получить заказ. Зачем мне в среду ехать в офис к 9.00 и сидеть там до 18.00, если всю эту работу я могу сделать из дома, а затем начать готовиться к новой поездке и в четверг утром уехать к другому потенциальному клиенту?».

Аргумент «руководство по тебе скучает» действия не возымел, и отдел продаж перевели на проектный режим работы: согласованный график командировок, индивидуальные встречи с руководителем один раз в неделю, общие собрания отдела один раз в две недели. Новое поколение сотрудников-миллениалов вынуждает работодателей менять привычные форматы работы. Но трудность не столько в том, чтобы согласиться на «удаление» сотрудников, сколько в необходимости искать новые способы управления и мотивации. Привычные и проверенные инструменты командообразования не работают. Руководителю 40-50 лет сложно построить диалог с сотрудником, улыбающимся через камеру ноутбука. По одну сторону камеры ― респектабельность, кабинет, дорогой костюм, хмурое лицо и напряжённый взгляд, а с другой ― безмятежность, диван, футболка, чашка кофе. И кто кого должен мотивировать?