Мы практикуем работу с удалёнными рекрутерами на постоянной основе уже лет пять

Автор: Татьяна Долякова, генеральный директор кадрового агентства ProPersonnel

В историях о переводе большей части сотрудников крупных компаний типа «Билайн» мы видим два тренда рынка труда: цифровая революция и необходимость оптимизации расходов компании. Доля удалённых сотрудников, сотрудников с частичной занятостью будет расти и далее, причём в компаниях малого и среднего бизнеса это происходит чаще: контроль над удалёнными сотрудниками и стиль управления должны быть принципиально иными, более гибкими. И некоторые компании сегодня сами переводят сотрудников на удалённую работу без потери зарплаты.

Принципиальный момент, что в реализации программы BeFree в крупной телекоммуникационной компании есть логичные «стопы»: работа дома всего лишь несколько дней в неделю (не полностью), перевод на иной формат работы административного персонала и сотрудников колл-центра (не специалистов, глубоко погружённых в технологические или операционные процессы, не «продажи», не ключевые руководители).

Плюсы для компаний: оптимизация расходов на аренду и оборудование, расходов на развитие корпоративной культуры, других выплат, наконец, выявление и стимулирование наиболее профессиональных сотрудников, способных показывать высокие результаты и в изменившихся условиях. Плюсы для сотрудников: экономия времени на дорогу, возможность соблюдать баланс личного и рабочего.

По моему мнению, за последние два года мотивация сотрудников к переходу на «удалёнку» особенно выросла в мегаполисах. Согласно опросам ProPersonnel, около 35 % сотрудников (руководители среднего звена, специалисты) готовы работать дома даже при условии потери в зарплате на 20-25 %: они хотят больше уделять времени семье, другим своим интересам. Обязательные требования компании к сотруднику в ситуации с удалённой работой ― профессионализм и результативность, самоорганизация, гибкость (среди удалённых сотрудников больше всего людей в возрасте 30-40 лет).

Основные риски также всем известны: мотивация и производительность работы удалённых сотрудников могут снизиться из-за низкой включённости в коллектив, другой системы контроля. «Удалённая» работа возможна в отраслях, компаниях и профессиях с высокой зависимостью от цифровых технологий и интернета, с прямой зависимостью зарплаты сотрудника от процента продаж, с высокой стоимостью работ отдельных сотрудников. Среди лидеров по числу удалённых сотрудников ― ИТ-компании (и ИТспециалисты), телекоммуникации, кадровые и рекламные агентства, агентства недвижимости (риелтор, маркетолог, дизайнер, контент-менеджер и т. п.).

Как руководитель кадрового агентства с 15-летним опытом работы в HR, могу отметить, что мы практикуем работу с удалёнными рекрутерами на постоянной основе уже лет пять (до этого работа удалённо была скорее исключением): консультанты, работая в офисе или дома, в Москве или регионах, высоко замотивированы на результат ― быстрое закрытие вакансий, это уровень их дохода. Кроме того, бизнес традиционно является «женским» (до 75 % сотрудников). Современные технологии коммуникаций и автоматизация бизнес-процессов дают возможность успешно осуществлять подбор персонала, уделяя достаточное время личным интересам.