Вешать в граммах не обязательно - важна справедливость и открытость, ну и, конечно, эффективность

Автор: Елена Гулько, Директор Департамента по управлению персоналом компании BAON

С времен греков и египтян сменилось много систем оплаты труда. Почему? Все мы ищем эффективность и подходящий вариант для двух сторон процесса...

Какие СОТ (системы оплаты труда) Вы наблюдаете сегодня в торговле?

Если взять всю торговую организацию в целом, включая мотивацию поддерживающих подразделений, то в компании может присутствовать смешанные система оплаты труда для различных подразделений и сотрудников. Главное, чтобы была правильная и логически выстроенная структура, связанная с реализацией стратегии развития самой компании. Необходимо учитывать, что СОТ должна выполнять стимулирующую функцию ( в зависимости от количества, качества и результатов труда). Также должна быть дифференциация окладов в зависимости от объемов работ, квалификации работника, условий труда.

Существуют три основных вида систем оплаты труда: повременная, сдельная и гибкая. Каждая из них включает в себя подвиды, связанные с нюансами и спецификой работы каждой организации. Например, повременная система оплаты труда может быть простой повременной, повременно-премиальной, повременной с контролируемой выработкой и т.д. При повременной оплате заработная плата работнику начисляется в соответствии с окладом за фактически отработанное время. Сдельная система представляет собой оплату в зависимости от объема работ по установленным расценкам. В последнее время получили широкое распространение гибкие системы, в которых заработная плата увязывается с конечным результатом.

Если мы рассматриваем дополнительную систему премирования для персонала, то ее построение тоже должно быть четким, задачи и показатели разных подразделений в целом и сотрудников в частности не должны противоречить друг другу, а, наоборот, способствовать работе и выполнению задач в рамках достижения поставленных перед организацией целей.

Отдельно хотелось бы поговорить о мотивации розничного персонала магазинов. Большое распространение в настоящий момент в торговле имеют системы оплаты труда, связанные с личными продажами. Они наиболее точно отражают вклад каждого сотрудника в общую выручку торговой площадки. Здесь главное – правильная настройка такой системы, то, что позволит сохранить командную работу коллектива и при этом не нарушить сплоченность и нормальные рабочие отношения и взаимодействия между сотрудниками. Помимо систем отплаты труда, связанных с личными продажами, мы встречаем системы с общими продажами, с мотивациями по сменам и т.д.

Какова может быть роль или вклад, если хотите признать значение СОТ в успехе или неудаче торговой компании?

— Роль СОТ огромна, и весь мой 20-летний опыт работы в торговых компаниях это подтверждает. Система отплаты труда, четко продуманная, прописанная, действительно мотивирующая сотрудника на результат, прозрачная и понятная существенный вклад в успех и финансовые показатели компании и, наоборот, недооцененность и неправильная трактовка и мотивация способны привести к кризису, повысить текучесть персонала, существенно ухудшить финансовые и коммерческие показатели, негативно отразиться на бренде. Ведь лояльный и правильно замотивированный сотрудник часто выступает как амбассадор самого бренда. И еще при внедрении новых форм отплаты труда в идеале нужно несколько раз все просчитывать, составлять оптимистичные и пессимистичные прогнозы, и даже по возможности тестировать на небольшой группе (для мотивации розничного персонала это пилотные проекты, которые реализуются на нескольких отобранных магазинах).

Насколько детально надо изучать СОТ у коллег в торговле?

— Все компании работают в рамках жесткой конкуренции. Поэтому нужно держать руку на пульсе, смотреть и анализировать, что предлагает рынок и что происходит в отрасли, быть в курсе последних изменений законодательства, отслеживать новые тренды на рынке труда в целом и мотивации в частности. Система оплаты труда не утверждается один раз и навсегда, она развивается под воздействием огромного количества внешних и внутренних факторов: ситуации на рынке и в отрасли, стратегии развития самой компании, изменений законодательства, появлений новых проектов и задач внутри компании и т.д.

Могут ли секреты успеха системы прятаться от посторонних глаз?

Елена Гулько, Директор Департамента по управлению персоналом компании BAON

...

Материал подготовила Мамонтова Елена

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU