Жар птицу «искали и ловили» 43 участника мастер-класса М. Богданова 2 марта в отеле «Савой»

Автор: Елена Мамонтова

Как правильно выбирать места для ловли, снасти и способы?

2 марта в московском отеле «Савой» состоялся эксклюзивный мастер-класс эксперта с 25-летним стажем, председателя правления CONSORT Group Михаила Богданова. Тема  «Жар-птицу поймать не просто»  раскрывала секреты и технологии Executive Search и хедхантинга: как искать топов и уберечь их от хантеров.

Привилегированные ES-технологии доступны и «простым смертным»

При поиске, переговорах, обсуждении фронта задач и компенсационного пакета для топов традиционные методы редко бывают эффективными: здесь нужны «привилегированные» технологии. Однако ошибаются те, кто думает, что они не доступны простым смертным! Их можно и нужно применять в любой компании, а как именно ― рассказали на мастер-классе, организованном CONSORT Group.

Каковы требования к топам, с помощью которых отсекается «кадровый мусор» (выгоревшие, нелояльные, монозаточенные кандидаты, потенциальный криминал и т. п.)? Каковы технологии оценки топовых кандидатов и «гарантии» их успешности? Что делать, если накануне подписания договора кандидат меняет свои условия или, наоборот, форс-мажор произошёл у компании? Что делать, если у гендиректора и директора по персоналу расходятся мнения об идеальном кандидате? И что ― когда перед эйчаром или внешним консультантом ES вопрос ставят так: «Пойди туда ― не знаю куда, принеси то ― не знаю что»?

Прежде чем выстроить этапы отбора и применить способы оценки, надо, подчёркивают эксперты, правильно снять заказ и чётко определить «места обитания жар-птиц». А чтобы увеличить вероятность «попадания»  овладеть искусством Social Networking: как заводить и поддерживать полезные связи.

«Кейсы с семинара резонировали с историями в нашей компании…»

На семинаре слушатели не только получили массу ценной информации, но и поделились своим опытом ES, рассказали о кейсах «поиска и ловли» уникальных специалистов. Руководитель отдела подбора персонала компании «Ителла» Наталья Груздова поделилась «авантюрным» опытом, когда, чтобы выйти на нужного человека, приходилось придумывать легенды и чувствовать себя разведчиком в тылу врага:

― Сложности в нашей компании ― поиск IT-менеджеров. В данном сегменте наблюдается рынок кандидата. У нас, по сути, нет бренда работодателя, и перекупать дорогих звёзд мы не готовы... Что же касается технологии Executive Search, то она мне в целом знакома, но было интересно послушать об опыте коллег. Любопытным был и разговор о систематизации информации по нетворкингу. Эту тему нужно развивать, подробнее освещать наиболее сложные моменты: как придумать легенду, как не бояться сделать первый звонок потенциальному кандидату, как от легенды перейти к сути дела. Самый сложный вопрос  как правильно собрать нужную информацию у заказчика, если он зачастую сам свои потребности не осознаёт.

― Несколько услышанных мной на мастер-классе историй очень резонировали с процессами в нашей компании за последние полгода. Наиболее ценной для меня стала возможность понять, как отшлифовать свои аргументы, что подкорректировать в процессе рекрутмента в целом… И, конечно, послушать об Executive Search ― новом для меня инструменте, ― высказалась менеджер по персоналу ROCKWOOL Russia Светлана Писарик.

А директор по персоналу «Цеппелин Русланд» Елена Озерцова считает, что надо вовремя разглядеть как сильные стороны, так и слабости кандидата. Если эйчар видит зоны роста, то нужно вовремя озвучивать это и самому кандидату, и его будущему руководителю. «Насколько я могу взять на себя ответственность «продавить» своего кандидата перед гендиректором? Да так, чтобы человек через два месяца не был уволен, и у меня не было бы чувства вины за то, что я схантила человека, а потом он не подошёл?» ― спросила она Михаила Богданова.

― Не надо этого бояться, это ― ваша работа! ― ответил Михаил Юрьевич. ― У вас, как у эйчара, больше времени на сбор и обработку информации, есть право делать выводы и предлагать их боссу. Деликатно преподнесите информацию, подчеркнув сильные стороны и психологические особенности кандидата, а также свои сомнения, если они есть, но не старайтесь влиять на принятие решения.

Что же касается получения нового опыта, то для большинства слушателей наиболее насыщенной стала та часть мастер-класса, где говорили про установление деловых контактов и роли нетворкинга в Executive Search.

― Раньше у меня не было успешного опыта прямого поиска. Информация, полученная на мастер-классе, значительно расширила горизонт моих возможностей, ― поделилась впечатлениями менеджер по работе с персоналом ГК «PLM Урал» Мария Кокшарова.  ―Хантинг ― это практически образ жизни, особенно учитывая, что наша специфика  подбор очень узких специалистов, которых 3-5 на всю страну, Ты всегда находишься в ситуации поиска, анализа, знакомства с новыми людьми и возможностями. Это очень здорово. Жаль, что в рутинной работе менеджера по персоналу не всегда есть возможность работать максимально эффективно этим методом, так как на это требуется тратить много внимания и времени, а у нас одномоментно большое количество не только таких, но и других вакансий, и крайне ограничено время на их закрытие.

Проблемы общие, а вот изобретательности в их решении у коллег стоит поучиться

Светлана Буданцева, директор по персоналу Central Properties:

― Интересно было узнать, как структурировать информацию об этапах Executive Search («карта поиска»; «длинный» и «короткие» списки), как правильно отказывать кандидату, насколько важно смотреть людей не только из своей сферы деятельности, но и из смежных. На мастер-классе нам рассказали, как разговорить, раскрепостить человека ― ведь нередко приходится сталкиваться с закрытостью кандидатов, их нежеланием рассматривать предложения. Это, конечно, может быть связано с нестабильностью в экономике, а следовательно, боязнью кандидатов менять место работы, но порой у нас, эйчаров, просто не хватает умения расположить их к себе.

Алексей Турков, директор по персоналу ООО «ALVISA менеджмент»:

― Получить экспертизу от мэтра рынка поиска руководителей высшего звена всегда полезно ― особенно мне, как человеку другого поколения.

Сложности при поиске топов и редких специалистов бывают абсолютно разными: всё зависит от события, конкретных обстоятельств. Иногда всё кажется тривиальным и не вызывает сомнений, а на деле оборачивается сложной историей, целиком состоящей из тонкостей и нюансов. Тем и прекрасен рекрутмент  самая позитивная сфера деятельности для эйчара. Ситуаций в ней  бесконечное разнообразие, поэтому трудно сказать, какие кейсы стоит исследовать в дальнейшем. Важна сама атмосфера передачи знаний в динамике от тех, кто с нуля строил рынок в 90-е, тем, кто начинает сегодня. Всё это очень круто для России.

Анна Тимченко, руководитель службы управления персоналом ОАО «АПФ «Фанагория»:

― В числе трудностей, с которыми приходится сталкиваться в поиске специалистов, часто на первый план выходит некорректное соотношение между желаемыми компетенциями, навыками будущего кандидата и предлагаемыми условиями мотивации. Хороший специалист стоит денег, а работодатель зачастую хочет грамотного, универсального и не дорогого работника. Здесь я полностью согласна с Михаилом Богдановым, проиллюстрировавшим эту извечную проблему пушкинскими строками: «Нужен мне работник  повар, конюх и плотник. Да где найти такого служителя не слишком дорогого?»

Дмитрий Васильев, генеральный директор ООО «ТА Восток»:

― Новой для меня информацией стало то, как профессионально осуществляют ES-поиск: этапы, примеры, проблемы. Чем search (поиск) отличается от selection (подбора). Очень познавательно было про философию нетворкинга, т. е. построения круга связей, которые смогут пригодиться нам как в работе, так и вообще в жизни. На протяжении моей карьеры, в том числе в качестве генерального директора компании, мне приходилось «хантить» нужных специалистов и самому, и силами внутреннего HR, но в итоге я пришёл к выводу, что лучше это делать руками профессионалов из CONSORT Group.

Георгий Аликошвили, генеральный директор группы компаний PONY EXPRESS:

― Погружаясь в «кухню» рекрутмента и хантинга, осознаёшь, что у всех рекрутеров есть одна основная сложность: очень мало адекватных квалифицированных специалистов за адекватные деньги. Соответственно, наблюдается кадровый голод, особенно в тех сферах, где есть проблемы с подготовкой специалистов с учётом реальных требований бизнеса. В их числе и логистика, которую я представляю.

Являясь руководителем компании, я лично не подбираю кандидатов, но, когда топ-менеджер попадает ко мне на собеседование, моя задача ― понять, чем он полезен для нас, «зажечь» его, рассказать о стратегических задачах, проектах и нашей корпоративной культуре.

Мастер-класс очень интересный и содержательный. Полезным дополнением к его программе могут стать такие малоизученные темы, как возможности нематериальной мотивации, особенности кросс-функциональных и кросс-индустриальных переходов для топов, достигших пика карьеры на своём месте. К примеру, переходя из коммерсантов в административные директора, человек сталкивается с новыми вызовами, привносит свежий взгляд на индустрию и рынок. Да и выгоранию, глядишь, уже места нет. Так что не всегда верный выбор на топ-позицию лежит в очевидной плоскости, не всегда стоит подбирать топа из той же профессиональной среды ― об этом, кстати, говорит и мой собственный опыт. Лучше полагаться на личные качества кандидата: лидерство, взвешенность в суждениях, структурированное мышление, внутренний стержень, умение управлять амбициями подчинённых. То, что работает везде.

Пользуйтесь не шаблоном, а головой!

В работе рекрутера нет кальки, нет шаблона  каждый раз надо включать голову и снимать обратную связь. Быть осторожным, как сапёр. Понимать ситуацию. Иначе кандидат уйдёт. Об этом, среди многих прочих вещей, говорила и одна из экспертов, выступивших на мастер-классе, директор проектов СONSORT Group Ирина Щавинская. Её стиль и манера подачи материала вызвали всеобщий восторг. Участникам она запомнилась проактивным подходом, изобретательностью, энергетикой, вариативностью мышления, конкретикой, отсутствием в лексиконе слова «невозможно». Нестандартным подходом к каждому поиску. «Я сравниваю хедхантинг с творчеством ― тут либо дано человеку обладать им, либо нет, ― рассуждает директор по персоналу Demag Material Handling & Port Solutions Анастасия Малахова. ― Ирина ― именно тот человек, который обладает таким талантом. По моим ощущениям, ей невозможно отказать, когда она звонит кандидату и назначает встречу». «Это человек, который получает удовольствие от своей работы и сложных проектов. А харизма, реальный жизненный опыт и умение найти индивидуальный подход к каждому всегда цепляют!»  примерно в таком ключе выразились многие. А вот весьма оригинальное мнение Алексея Туркова:

― Лучшим инструментом, который располагает к передаче знаний, считаю экспромт. Понимаете, есть классические пассажи, и есть вариации на тему… Высшим пилотажем в импровизации я бы назвал джаз как искусство. Именно этим ― джазом, драйвом, энергетикой ― покоряет Ирина Щавинская.

Такой была «собирательная» оценка Ирины в глазах участников.


Уникальность мастер-класса ещё и в том, что многие свои рассуждения и выводы Михаил Богданов основывает на общении, в частности, с представителями разведывательного сообщества, проводя параллели с хантингом. Так что участники семинара получили ответы на множество таких вопросов, которые поставили бы в тупик даже опытного эйчара, или, как минимум, получили пищу для размышления.

Для следующих семинаров Михаилу Богданову посоветовали исследовать кейсы, связанные с ситуациями, когда несколько человек участвуют в отборе и принятии решения о найме; когда кандидат по формальным признакам  не совсем точное попадание, однако по неформальным, наоборот, наиболее подходящий, и есть уверенность, что лучше других справится с планируемыми задачами.

Участники мастер-класса хотели бы в будущем услышать ещё больше конкретных примеров, конкретизирующих технологию и инструментарий поиска  от начала до самого закрытия позиции. «Мне были бы интересны конкретные вопросы, которые позволят выявить ложную информацию, преподносимую кандидатом. Хорошо бы добавить разбор примеров, а также интерактив (работу в группах)», ― уточнила менеджер по подбору персонала группы компаний PROMOMED Наталия Бирюкова.

Светлана.Буданцева призналась, что ей было бы интересно принять участие в интервью кандидатов вместе с представителями CONSORT Group. Дмитрий Васильев особо отметил, что хотелось бы сфокусироваться на ошибках в поиске и подборе персонала, включая примеры из практики, и как таких ошибок избежать.

О высоком интересе к освоению технологии Executive Search свидетельствует тот факт, что мастер-класс Михаила Богданова посетили 43 человека ― топ-менеджеров и руководителей HR-подразделений известных компаний рынка.

Подготовила Елена Мамонтова