Исследование карьеры СЕО в России: каждый пятый российский гендиректор работал на государство

Автор: Исследование Spencer Stuart

  • Компании потребительского сектора доверяют молодым управленцам
  • Чаще всего меняют СЕО в телекоме, реже всего в потребительском секторе
  • Почти половина СЕО крупнейших компаний занимают этот пост впервые
  • Опыт работы на госслужбе - отличительная особенность российских СЕО


Исследование Spencer Stuart

02 апреля 2018 года – Российский офис международной консалтинговой компании Spencer Stuart представляет результаты исследования карьеры СЕО в России.

Обзор содержит данные о карьере генеральных директоров 94 крупнейших по капитализации российских компаний (капитализация рассчитана на конец 2017 года). В числе анализируемых – 58 компаний промышленного сектора, 16 компаний финансового сектора, 9 – потребительского сектора, 8 компаний телекоммуникационных и 3 – фармацевтических. Ниже представлены основные выводы исследования.

Профиль СЕО

Возраст. Средний возраст генерального директора в России – 50,6 лет (для сравнения – 53 года для глав компаний из рейтинга S&P 500). Самые молодые СЕО в потребительском секторе (48,1 лет), самые возрастные СЕО – в фармацевтике (в среднем 56,7 лет).

Женщины­СЕО. Генеральных директоров-женщин в анализируемых компаниях всего 3% (в S&P 500 – 5,2%).

Найм: Среди всех нынешних генеральных директоров 60% были назначены из числа сотрудников компании.

Отраслевой опыт: 42% генеральных директоров не имели необходимого отраслевого опыта на момент назначения.

Срок пребывания на посту: Среднее время пребывания в роли СЕО – более 7 лет. «Чаще всего меняются главы компаний в телекоме, реже всего – в потребительском секторе, здесь средний срок службы генерального директора превышает 11 лет», – комментирует Ярослав Глазунов, управляющий директор российского офиса Spencer Stuart.


Предыдущий опыт

Опыт работы в должности: 46% высших руководителей, занимающих сегодня позиции СЕО обозреваемых компаний, ранее уже работали генеральными директорами. Пятая часть всех СЕО перешли на эту роль с позиций исполнительного директора. Непосредственно с позиции CFO сделали переход на первую роль лишь 5% CEO.

Предыдущие роли, которые занимали CEO в течение своей карьеры: 24% высших руководителей имеют опыт работы на финансовых позициях, 22% выросли из инженерных и производственных ролей, 18% нынешних гендиректоров имеют более 5-летний опыт работы на госслужбе, 12% гендиректоров пришли из продаж и всего 7% ранее работали в консалтинге или инвестбанках.

Госслужба: «Данные о прежних ролях российских высших руководителей почти полностью совпадают со статистикой карьеры СЕО крупнейших американских компаний, за исключением опыта работы на госслужбе – это российская особенность. В США, как и в Германии и Великобритании, такой опыт есть всего у 6% СЕО», – комментирует Ярослав Глазунов, управляющий директор российского офиса Spencer Stuart.

Наша справка: Spencer Stuart – международная консалтинговая компания, основанная в 1956 году и представленная 56 офисами в 30 странах мира. Специализация компании – формирование и развитие советов директоров и управленческих команд, оценка их эффективности, планирование преемственности и др. Первый проект Spencer Stuart для российской компании был выполнен в 1998 году. Клиентами российского офиса Spenсer Stuart являются компании из ТОП-50 рейтинга крупнейших компаний России и российские подразделения крупнейших международных корпораций.