Обманывать себя – очень затратное занятие

Автор: Андрей Королихин, Русская Школа Коучинга

Коучи могут помочь клиенту лидеру бизнеса с проблемой “выгорания” ?

Коуч, по моему мнению, более эффективен в предотвращении выгорания с помощью инструментов управления балансом «Жизнь – Работа». Например, инструмент «Колесо жизненного баланса» помогает изобразить текущую ситуацию со всеми сферами жизни клиента и осознать, каким из них нужно уделить внимание, чтобы предотвратить или снизить уровень выгорания. Чаще всего в моей практике выгорание связано с недостатком или некачественным отдыхом. Есть простой принцип «Сколько работал – столько и отдыхай». С этим у лидеров часто возникают сложности из-за ненормированного рабочего графика и постоянной вовлечённости в решение деловых вопросов по 12-16 часов в сутки.

В этом случае выгорание обеспечено, т. к. потом «платить придётся проценты на проценты». Обманывать себя очень затратное занятие. А бесконечно брать взаймы у своего организма очень недальновидно. Он ответит. И совсем не взаимностью в следующей последовательности: стресс, дистресс, депрессия, психосоматика, системные и хронические заболевания.

Профилактика стресса по модели «Внутренней игры» Тимоти Голви даёт очень хорошие и устойчивые результаты. Благодаря ей лидеры меняют не только своё отношение к рабочей загрузке, но даже мировоззрение. Они начинают более внимательно и осознанно относиться к себе и своему здоровью. Это сказывается на качестве их жизни и результатах бизнеса.

Кстати, “выгораютли сами коучи, и стоит ли коучу заказать самому себе десяток сессий у коллег?

― Коучи тоже выгорают. Коучинг коучу тоже очень полезен. Но скорее не в качестве профилактики или предотвращения профессионального выгорания. А для своего клиентского опыта и решения насущных жизненных вопросов. В том числе и профессиональных. У коучей как и у многих специализаций психологии есть более системный и действенный инструмент – супервизия. Она, во-первых, обеспечивает возможность улучшить качество коучинга в процессе оказания услуги. Во-вторых, действительно предотвращает и противодействует выгоранию за счёт разрешения сложных случаев в практике с участием специально обученного и более опытного коллеги.

Как изменился лично Ваш стиль работы, методология, инструменты в процессе практики?

― Я оказываю услуги коучинга уже 13 лет. По мере «налёта часов» и постоянной профессиональной подготовки с ростом профессионализма у меня изменяется мой подход к работе с клиентами. Соответственно меняются и клиенты. Их уровень и масштаб. Стиль работы у меня для каждого клиента разный. Я его адаптирую под каждый запрос даже в работе с одним и тем же клиентом.

Коучинг сам по себе значительно больше, чем задавание вопросов.

За годы практики я изучил методологию смежных с коучингом областей профессиональной помощи и развития. Не использую никаких манипулятивных техник работы с подсознанием. Освоил научно-практический подход развития эмоционального интеллекта. Как для биолога по первому образованию, мне понятно и важно, что происходит с клиентом в процессе работы на уровне мышления, речи и телесности, т. к. о его деятельности и успехах я могу услышать только от клиента на коуч-сессии. Мимика и тело могут дать коучу даже больше информации чем содержание коуч-сессий. Кстати, я чаще всего при этом дорого молчу.

В чем для Вас трудности работать с лидером малого бизнеса и с лидером большой компании или разница в ином? В чем?

― Трудность в работе коуча может быть только в одном: своевременно определить коучинговый запрос у клиента или нет. И тут коуч выбирает, работать ему с этим клиентом или нет. Например, если запрос скорее относится к области психотерапии или даже психиатрии, то клиент находится в нересурсном состоянии. И задача коуча направить его к соответствующему специалисту, даже если у коуча есть образование и практика в психотерапии или других специализациях психологии.

У лидеров малого и крупного бизнеса разный масштаб задач, но сами они люди и работают тоже с людьми. Основное отличие управления крупным бизнесом в том, что там очень много «политики» во взаимоотношениях между акционерами и менеджментом. И цена ошибки очень высока.

В малом бизнесе цена ошибки тоже велика, но не для такого большого количества людей. Часто в стартапах лидеры «пытаются изобрести колесо», т. к. просто не знают очевидных вещей или хотят сделать всё самостоятельно. Но лидеров крупного и малого бизнеса чаще всего объединяет запрос на уверенность в себе, который особенно в крупном бизнесе никогда не является «открытой повесткой».

Ваши советы читателям УП по выбору коуча?

– По международной статистике, до 80% продаж коучинга лидеров происходит по рекомендации. Но рекомендация рекомендации рознь. При знакомстве с президентом одной крупной организации я последний раз задал клиенту вопрос: «Вы хотите что-то обо мне узнать?» Ответ был: «Вас тут бы не было, если мне надо было что-то ещё про вас знать». Коучей, к которым обращаются лидеры крупных компаний, не так много, и их передают с рук на руки.

Коучи лидеров не светятся в соцсетях. Им есть чем заняться. И если такой специалист позиционирует себя на высшем уровне и при этом ведёт активную виртуальную деятельность, то это тревожный сигнал.

О профессиональном уровне коуча лидеров можно судить по факту и частоте прохождения супервизии. Можно запросить подтверждающие документы и посмотреть, с какими кейсами или сложностями коуч обращается к своему супервизору. Необходимая частота супервизии для коучей прописана в профессиональном стандарте «Коуч». В его третьей главе указаны и другие профессиональные критерии для выбора коуча высших руководителей.

Самый простой и очевидный способ понять, ваш это коуч или нет – это предложить провести демо-сессию. За 20-30 минут точно станет понятно – есть рабочий контакт (раппорт или «химия» на слэнге).

*Андрей Королихин, учредитель и директор Русской Школы Коучинга

Материал подготовила
Ольга Кошарная