Коучинг не работает там, где «Высокая вертикаль»

Автор: Галина Яковенко, «Тренинг-бутик»

Какие задачи сегодня ставят перед Вами, как коучем, лидеры компаний? Что их более всего волнует в управлении?

Назову четыре коучинговых продукта нашей компании, которые появились как ответ на запросы лидеров корпоративного мира:

  • Индивидуальный коучинг на основе профиля компетенций. Чаще всего это сопровождение программ кадрового резерва, когда коучинг связан с повышением компетентности сотрудников: на основе оценки выделяются зоны развития, разрабатывается план развития и отслеживаются результаты развития компетенций. Профили сотрудников у топа уже есть, и наша задача – полноценно настроить их программу развития с элементами индивидуального тренинга и разбором кейсов на рабочих местах;
  • Executive-коучинг по заявкам от топа. Здесь речь идет об интегральной способности управлять, глубинных процессах исследования, и это направлено на повышение качества действия на рабочем месте. Это можно назвать высоким коучингом, включающим работу с отношением, прохождением внутренних тупиков, ситуаций кризиса или интенсивного роста;
  • Программы командного коучинга – это запрос от лидера, который, часто сам пройдя курс коучинга, заказывает его для команды. Цель – повышение качества взаимодействия в команде. Это нужно лидерам, желающим получить максимальную отдачу от своей команды;
  • Обучение руководителей коучинговым инструментам, если компания взяла курс на командность, прозрачность, коммуникативность и групповое принятие решений.

Кадровые агентства часто вынуждены заново начинать поиск специалиста после того, как заказчик побеседует с первым кандидатом. А в коучинге бывают ли похожие ситуации и что Вы, как опытный мастер, посоветуете делать коллегам, да и клиентам?

― Лучше, когда клиенту показывают несколько коучей, и основой для выбора часто служат неартикулируемые вещи. «Скамейка запасных», которым доверяют эйчары – это очень полезная вещь. Чтобы были не только опыт и технологии, но и возможность пройти «пробу на доверие». 30-45 минут обычно достаточно, чтобы понять, будет ли диалог развиваться в нужную сторону. Если контакт изначально не складывается – не нужно стараться «замкнуть» его во что бы то ни стало на себя. Важно уважать себя и свои ощущения.

Лидеры фирм обращаются к коучу, как к врачу и ждут «пилюлю» или чудесное исцеление? А что на самом деле по силам коучу?

― Представление о коучинге как лекарстве уже пережито. Сейчас – очень зрелые заказчики, и они ясно понимают, что коучинг – это про интенсивное повышение компетенций, которое сопровождает достижение цели на рабочих местах. И всегда связано с повышением качества – будь то персональные действия или взаимодействие команды, функция развития подчиненных, рассчитанная на человеческий потенциал. Коучинг поможет, если за счет человеческого фактора нужно повысить продуктивность, командный проект сделать прорывным. А вот отстраиванию бизнес-процессов лучше поможет не коучинг, а консалтинг.

От каких клиентов из мира бизнеса лучше отказаться и почему?

– Коучинг будет не совсем эффективным там, где высокая вертикаль, где все устроено на инструкциях и приказах, где прямое управление.

*Галина Яковенко, Executive-коуч, PCC ICF, тренер-консультант компании «Тренинг-бутик»

Материал подготовила Елена Мамонтова