Коуч должен уметь парировать любой ответ... и даже молчание клиента в течении часа

Автор: Екатерина Строганова, АРМТЕК

Что делать, если клиент настырно желает от Вас советов, а не наводящих вопросов?

Совет – очень принятый в российском менталитете способ решения проблем. Но в коучинге клиент рассматривается как уникальный носитель опыта, индивидуального видения ситуации, способный сам себе быть экспертом, реализатором действий и решений.

Постараемся перевести просьбу о совете в коучинговый формат, например:

Коуч: «Я с удовольствием дам Вам совет в ответ на готовность обсудить понятие «Совет».

«Что Вы ожидаете от заказчика совета, давая Совет?»

«Насколько Советы знакомых действительно помогли и дали стойкий результат?»

«Что происходило, когда Ваш совет не реализовывался?

Почему резко упал спрос на западных коучей, а на своих растет?

― Можно искренне поблагодарить западную культуру за проникновение в нашу страну технологий коучинга. Наша открытость новому, проактивность, популяризация методов коучинга быстро и эффективно встроились в культуры западных компаний.

Что у нас?

Вопросы решаются «по ходу дела разберемся», в пробке, по типу « я сам все знаю»… «Закрытые» общественные институты в СССР, небезопасность выражения мыслей, следование инструкциям и директивам, инфантилизм в праве обсуждать, одноканальность карьеры, коллективизм и строгая иерархия – это среда поколений отцов и дедов нынешнего поколения менеджеров и бизнесменов. Западные компании пришли на наш рынок со своими бизнесами, подходами и коучами. Однажды мы оказывали коучинговые услуги по заказу экспата с его подчиненным, российским сотрудником. Запрос от руководителя звучал, как повышение коммуникативных навыков сотрудника. Беда в том, что понимание и способы бизнес-коммуникации со стороны заказчика и сотрудника сильно отличались друг от друга.

Кто же наиболее эффективен – российский коуч, знающий и включенный в особенности российской коммуникации, или западник с четким инструментарием? Думаю, что наращивание силы и авторитета российских коучей уверенно позволяет развивать услугу с учетом российских потребностей и менталитета.

Что делать, если Большой Босс, выслушав Ваш вопрос, час сопит в трубку имолчит?

― Пример комментария со стороны коуча: «Отлично, если есть пауза, значит энергия накапливается…»

Далее следует серия наводящих вопросов и изучения, например, роли паузы в жизни клиента.

Порой к коучам идут и топ­специалисты с целью найти путь смены работы. Как коуч может помочь таким?

– Технологии коучинга позволяют работать с подобными запросами, но все же лучше, если данную тему обслуживают коучи, владеющие технологиями работы с карьерой, знаниями рынка труда и заработных плат, профилями должностей, структур компаний, формированием личного бренда и т.п.

Мой подход к работе с карьерой начинается с определения базовых ценностей клиента и изучения их проникновения в жизнь и карьеру клиента. Любые изменения обычно связаны с состоянием неудовлетворенности или необходимостью обеспечить новые потребности. Коуч поможет выявить ценности, выстроить стратегию и тактику поиска нового предназначения.

Коучинговый подход экологичен прежде всего отсутствием экспертности. Клиент – это «чистый лист», автор своего жизненного романа, издатель и, если хотите, читатель и продавец.

*Екатерина Строганова, Руководитель отдела адаптации и развития персонала, внутренний коуч, преподаватель/консультант компании АРМТЕК

Материал подготовила Елена Мамонтова