Многие ищут «голубые океаны»...

Автор: Наталья Гульчевская, AgileInEducation

Ваша специализация весьма актуальна, но кто заказывает такой коучинг?

По моим наблюдениям, коучинг уже стал привычным для бизнес-аудитории. Также востребованность коучинга в России растет пропорционально распространению agile-подхода в российских компаниях. И хотя функционал agile-коуча шире, тем не менее сами принципы коучингового подхода пронизывают agile-культуру, резонируют с ней на ценностном уровне.

Изменение корпоративной культуры рождает новый запрос на коучинг. Как командный коуч и эксперт по внедрению agile-системы управления «Цели и ключевые результаты» (OKR), отмечу, в первую очередь, запросы приходят от руководителя (или владельца, если это малый бизнес) на проведение командной сессии с управленческой командой для формирования единого видения, стратегии, постановки амбициозных целей. Такие сессии важны для прогрессивных, ориентированных на проактивную позицию компаний, которые готовы ставить цели «на растяжку», искать «голубые океаны». Здесь уместно приглашать внешнего коуча, не вовлеченного эмоционально в содержание обсуждения.

Когда стратегия согласована, коуч поддерживает руководителя и команду в постановке ясных и амбициозных целей и ключевых результатов на ближайший период (квартал или месяц), которые позволят организации сфокусировано и согласованно реализовывать выбранную стратегию. Такие сессии проводятся на уровне всей организации и по подразделениям. И далее, по завершении выбранного периода, команда может снова пригласить коуча для проведения ретроспективы – анализа пройденного пути с точки зрения не только достигнутых результатов, но и эффективности процессов. Задача ретроспективы – найти и усилить то, что сработало, и уменьшить или убрать то, что мешало продуктивной работе.

Коуч не может ведь прямо подсказать клиенту решение, и что делать, если Вы часами ходите вокруг простого решения ­ купить лотерейный билет?

― А почему коуч считает, что это наилучшее решение? Для такой позиции у клиента есть веские причины, возможно, не всегда ясно осознаваемые. И здесь на помощь коучу приходит владение ключевыми коучинговыми компетенциями. Например, в соответствии с 8 компетенцией «Стимулирование Осознания» коуч расспрашивает клиента с целью добиться осознания и ясности, помогает ему увидеть несоответствия и открыть новые перспективы рассмотрения ситуации. Коуч также может делиться инсайтами, иллюстрировать их через метафоры и аналогии. И прямо спросить клиента, что тот сам замечает и собирается делать.

Чем будет отличаться процесс коучинга, если клиент пригласит Вас, столкнувшись с невидимыми ранее проблемами в реализации стратегии, уже обговоренной с вами?

― Это нормальная ситуация, особенно в современном стремительно меняющемся мире. Именно по этой причине я помогаю руководителям и компаниям настраивать такую систему реализации стратегии, которая позволяет определять четкие промежуточные цели на короткие периоды времени, и регулярно измеряя прогресс их достижения, вносить коррективы.

*Наталья Гульчевская, Сертифицированный коуч ACC ICF, командный коуч, фасилитатор, основатель AgileInEducation

Материал подготовила Ольга Прудовская