Оппозиция возникает из-за отсутствия информации

Автор: Марина Теплова, МПЗ «Ремит»

Оппозиция в той или иной форме всегда существует. Всегда и везде ― как Вы считаете?

― Я не считаю, что оппозиция есть всегда. Тем более далеко не во всех компаниях она организована как слаженный социальный институт и имеет собственный статус и набор прав. Однако многие управленцы придерживаются мнения, что в качестве совокупности общих идей на своё существование она имеет право. В широком диапазоне оппозиция рассматривается как «критический дух» и не важно, принято ли было институциональное оформление по этому поводу либо нет. Она нужна для того, чтобы критиковать лидеров, которые находятся «у руля», а также предлагать собственные пути решения той или иной ситуации.

Большой процент населения (особенно люди старшего возраста с советскими представлениями о жизни) выступает против существования оппозиции. Их мнение ограничивается тем, что нельзя распылять силы и размениваться по мелочам, надо действовать в рамках закона и поддерживать интересы тех, кто стоит во главе. Некоторая часть трудоспособных слоёв вовсе яростно доказывает своё критическое отношение к несоответствию идей и настроев, настаивая на том, что оппозиция отстаивает интересы врагов, а посему ― допускать её нельзя.

Я считаю, что необходимость её внедрения обусловлена деятельностью (длительностью существования) самой компании. Если организация новая, то не факт, что там присутствует оппозиция. Такие вопросы носят частный характер и рассматриваются индивидуально.

Оппозиция сразу появляется в компании и начинает работать либо ей нужно какое-то время, чтобы проявить себя?

― Конечно, необходимо какое-то время. В руках лидера находятся все рычаги управления компанией. Он может отслеживать вехи её развития, превратить всех членов в единомышленников, добиться признания и успеха в данной сфере.

Чтобы пошёл процесс создания оппозиции, нужны веские аргументы против существующего устоя. Это дело не одного дня.

Д. Логан говорил о пяти уровнях племён в компании. И оппозиции, соответственно. Это разные группы ― племена и оппозиция ― или одна?

― Кстати, очень хорошая книга, советую почитать. Она основана на десятилетнем исследовании и может помочь новым управленцам создать сильную культурную среду в зоне своего влияния даже в том случае, если она имела агрессивный и разрушительный характер. Логан говорит о том, что в обществе существует пять уровней племён: враждебность, жертва, одинокий воин, гордость за племя, удивление. Конечно, пятый уровень не постоянен. Его редко кому удавалось достичь. В книге хорошо описано, почему сильные и стойкие лидеры терпят поражение, когда приходят в новую среду, а те, кто не подавал особых надежд, оказываются намного сильнее, чем это могло показаться. Так вот, оппозиция в этом списке занимает одну из ключевых ролей.

Племена бывают разные, и сотрудник может находиться в нескольких племенах одновременно. Никто не запрещает ему работать в компании и выступать против существующего режима. Каждый изъявляет свою волю так, как ему угодно.

Раньше профсоюзы выпускали пар. А кто сегодня должен это делать, пока давление не взорвало котёл?

Я считаю, что руководители должны слушать своих сотрудников. Обратная связь ― это то, чем они должны руководствоваться. Она нужна, чтобы руководство знало, что происходит на нижнем уровне, и давало своим работникам ответы на интересующие вопросы (куда и как движется компания и т. д.). Необходимо, чтобы всегда был коннект. Из-за отсутствия информации и возникают оппозиции.

Знание и умение пользоваться тонкостями общения ― очень важная деталь при взаимодействии с деловыми партнёрами. Субординацию никто не отменял. Она нужна, в первую очередь, для того, чтобы не допустить промахов и повысить уровень эффективности диалога. Не стоит обсуждать с сотрудниками проблемы личного характера, хоть это и говорит о доверии руководителя к ним. Никогда не забывайте, что руководитель является ключевой фигурой в коллективе. От его действий многое зависит, в том числе ― возникновение оппозиций.

А с кем заигрывают те фирмы, где с лидерами племён работают, а не запускают такую работу?

― В первую очередь это управляемость. Можно корректировать стратегию своего поведения в зависимости от того, какие цели имеет компания (направлять и т. д.). Не забывайте, что руководитель обязан организовывать непрерывный процесс работы и иметь полное представление о направлении дальнейшего развития. Не следует допускать непредвиденных ситуаций, когда фирма может просто-напросто «встать», например, из-за обыкновенной забастовки сотрудников. Ведь если лидер не до конца понимает суть поставленной перед ним задачи, племя очень быстро это понимает и перестаёт его уважать.

Коучи говорят, что при работе с поколением Z есть только один метод, позволяющий добиться выполнения ими правил, ― вместе выработать и обсудить. Как Вы считаете, практика это или нет?

― Однозначно, да. Когда человек чувствует себя членом команды, способным влиять на результат, то он по-другому относится к своей работе. В отличие от того сотрудника, который держится в стороне, и его компания не признаёт. А что такое команда? Это группа людей, которые стремятся к достижению единой цели. Сформулировать задачу, найти ответственных исполнителей и проконтролировать процесс её выполнения ― это далеко не всё, что должен делать лидер. Уметь слушать и слышать своё племя, вызывать желание развивать и обсуждать новые идеи ― вот ключ к успеху.

К счастью, времена бездушных людей уже миновали. Помните, как это было раньше: куда партия сказала, туда и пошли. Сейчас мы можем видеть множество небезразличных людей, которым важен привносимый ими в компанию вклад. И это нужно поощрять и развивать. Человек должен брать на себя ответственность, создавать новые идеи и не копировать своих сослуживцев.

Логан говорил о числе 150 как о максимуме людей в племени, далее оно делится только на два. Почему, на Ваш взгляд, именно такое число?

....

Марина Теплова, HRD МПЗ «Ремит»

Материал подготовила Кристина Фирсова

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU

Справка о компании. МПЗ «РЕМИТ» спроектирован и построен в 2001 году в городе Подольске и является одним из самых крупных и современных предприятий Московской области. Первым из мясоперерабатывающих заводов России прошёл международный аудит и получил сертификат FSSC 22000 (FoodSafetySystemCertification). В 2013 году «РЕМИТ» внедрил систему ДНК-тестирования входного сырья и готовой продукции. Продукция завода (более 300 наименований колбас и полуфабрикатов) реализуется в рознице, крупнейших федеральных сетях, через фирменную сеть магазинов «РЕМИТ. Вкусные колбасы» и гастрономических бутиков «Настоящий мясной», крупнейшие транснациональные компании сегмента HoReCa. Сайт: https://mosremit.ru/