Как привлекать топов в высокотехнологичную китайскую компанию

Автор: Елена Каверина, Huawei Enterprise Business Group в России

Ваша компания ― китайского происхождения. Попадают ли в разряд ценных специалистов экспаты из Китая? Из других стран?

― Да, у нас трудится довольно много коллег из Китая на самых разных позициях ― от инженеров и разработчиков до топ-руководителей на ключевых позициях. Сотрудников из других стран мы также привлекаем, если они обладают уникальным успешным опытом в определённом направлении.

Как вы решаете проблему пополнения своих рядов ценными специалистами? Это хантинг, поиск по объявлениям, по связям или ещё что-то?

― Мы используем самые разные каналы для поиска специалистов. Это могут быть как популярные хедхантинговые сайты, так и узкопрофильные сообщества. Кроме того, порой помогают рекомендации коллег, которые у нас уже работают и которым можно доверять, а также рекомендации наших клиентов и заказчиков. Поиск ведётся и через соцсети ― этот инструмент в последние годы приобретает всё больший вес. Мы также используем так называемый «тихий» хантинг, когда ведётся партнёрско-дружеское общение с потенциально интересными нам специалистами, работающими на рынке, ― это обмен мнениями, опытом, возможностями, который может продолжаться несколько лет.

Где раньше работали ценные специалисты, которых вы «схантили»? У прямых конкурентов? В компаниях вашего сегмента рынка? В смежных сегментах?

― Учитывая, что специалист должен обладать определённым уровнем и знанием нашей сферы, большинство кандидатов приходит из нашего сегмента рынка или из смежных областей. Что касается конкретных источников, то это могут быть как прямые конкуренты, так и компании-партнёры, а также фирмы, которые некогда пользовались нашими услугами как заказчики. Дело в том, что на рынке все ключевые специалисты той или иной конкретной сферы находятся на виду, и наш сегмент не исключение. Поэтому часто хантинг ведётся по отношению к конкретным людям ― бывает так, что с кем-то из кандидатов у нас складываются хорошие отношения, но сразу по той или иной причине договориться не удаётся, а позднее ситуация меняется, и он становится нашим сотрудником.

Плюсы и минусы хантинга по сравнению с воспитанием собственных кадров?

― Если говорить о преимуществах хантинга перед выращиванием специалистов непосредственно в компании, то основное из них заключается в том, что мы сразу же получаем квалифицированного сотрудника, который может совершить прорыв и приносить прибыль уже с первых дней, причём заведомо известно, что он будет оперативно и качественно работать в многозадачном режиме. Кроме того, приток кадров со стороны привносит в компанию новые практики, новые точки зрения, что расширяет наши возможности и пути к достижению цели. Такой подход также помогает установить новые связи, находить новых клиентов и новые проекты.

Что касается минусов, то порой новому сотруднику, даже опытному и квалифицированному, бывает трудно адаптироваться: всё-таки его окружают новые коллеги, новая культура и новые ценности. Если так случается, то довольно велик риск быстрого ухода сотрудника из компании в силу разочарования и потери мотивации. В свою очередь, для компании это становится потерей времени и денег: получается, что поиск прошёл впустую, и нужно начинать новый. Бывает и обратная ситуация, когда кандидат оказывается переоценён, и по факту выясняется, что его опыта и знаний недостаточно для той позиции, на которую его взяли. В этом случае всё заканчивается увольнением и новым поиском, следовательно, опять теряются время и средства. Отмечу также, что подобные ситуации могут демотивировать коллектив, так что это ещё один минус хантинга на стороне.

На какую «наживку» чаще всего попадаются переманенные вами ценные специалисты (высокая зарплата, привлекательный компенсационный пакет, карьерный рост, интересные бизнес-задачи, обучение… что-то ещё)?

― Когда речь идёт о специалисте высокого уровня, одной лишь высокой зарплатой его не заинтересовать. Конечно, этот фактор играет роль, но эффективнее, когда есть интересные бизнес-задачи, решение которых ведёт к привлекательной компенсации. Кроме того, многих притягивает тот факт, что Huawei ― высокотехнологичная компания с большими амбициями, которая демонстрирует стремительный рост объёмов бизнеса. Порой сотрудники приходят, потому что хотят поработать с конкретным человеком: у нас в коллективе есть люди с огромным опытом, зарекомендовавшие себя на рынке, и, естественно, под их руководством интересно трудиться, а также у них можно многому научиться. Но в каждом конкретном случае мотивация сугубо индивидуальна ― единого рецепта не существует. А вот о том, какой именно она должна быть в той или иной ситуации, я предпочитаю умолчать: здесь уже в дело вступают профессиональные секреты.

Ваша главная проблема в процессе хантинга?

― На рынке сложилось доверие к западной культуре и к западной компании, тогда как о китайской культуре известно очень мало, и некоторых это настораживает: они просто не представляют, чего ждать. Нет информации, нет опыта общения с китайскими коллегами, поэтому нет и представлений о китайской бизнес-культуре. При этом по факту китайские компании демонстрируют более стремительный рост, успешнее справляются со сложными высокотехнологичными задачами, чем западные, но из-за отсутствия информации об этом пока ещё далеко не все знают. Так что основной барьер, если он возникает, заключается именно в этом.

Когда возникает необходимость в поиске «ценных» специалистов (когда открывается новое направление или когда надо усилить уже работающий бизнес)?

― Обычно активный поиск новых сотрудников идёт тогда, когда мы открываем новое направление ― естественно, сразу требуются новые кадры, в том числе ключевые. Кроме того, усиление бизнеса и появление нового проекта также может требовать и новых кадровых ресурсов.

Сколько времени в среднем занимает у вас процесс поиска / хантинга с момента получения заявки до выхода специалиста на работу?

― Всё очень индивидуально, так как ситуация на кадровом рынке постоянно меняется, но если говорить в средних цифрах, то на поиск специалиста среднего звена обычно уходит 1-2 месяца, а на заполнение вакансии высокого уровня требуется от трёх месяцев до полугода.

Какие специалисты чаще востребованы в вашей компании: эксперты или топ-менеджеры?

― Сложно ответить на этот вопрос, так как топ-менеджер априори должен быть экспертом, но в целом чаще требуются профильные специалисты, чем руководители.

Были ли у Вас неудачи в процессе хантинга и какие?

― Как уже было сказано, ведущие специалисты на рынке более или менее известны, и они переходят из одной компании в другую, если появляются интересные проекты, более привлекательные условия и т. п. Но не всегда удаётся привлечь желаемые кадры: бывает, что процесс переговоров начинается, но не заканчивается переходом, так как компания, в которой работает специалист, находит инструменты для его удержания.

Что делать, если Вы сманили топа, а он оказался не тем или пустышкой?

― Тогда, конечно, мы расстанемся с таким сотрудником: нет смысла держать человека, который не оправдывает возложенных на него ожиданий. В этом случае гораздо продуктивнее как можно раньше начать новый поиск, чтобы найти того, кто действительно справится с поставленными задачами.

Елена Каверина, HR бизнес-партнёр Huawei Enterprise Business Group в России

Беседовала Алёна Юрова

УП благодарит М. Богданова (председателя правления CONSORT Group) за консультации по подготовке вопросов эксперту.