Умный руководитель изъявит желание изменить команду (как полностью, так и частично) не в начале, а по ходу деятельности

Автор: Соснило Андрей, Финансовый университет

Какие сферы управления в государстве Вы бы не рекомендовали регулировать, ликвидировав при этом аппарат служащих?

Управление современной экономикой без процесса регулирования немыслимо. Так, нерегулируемая экономика приобретает иное направление, в развитых странах она давно отсутствует. К примеру, если вы придете покупать продукты на торговый рынок, вам все равно придется столкнуться с ярким примером экономического регулирования. Оно присутствует везде: составление договоров об аренде торговых мест, оформление правил торговли и охраны киосков, санитарное обслуживание и уборка территории, внедрение логистики, процедура контрольного взвешивания – все это является элементами цивилизации.

Безусловно, штат чиновников в нашей стране превышает свой лимит. Труд большинства из них является непродуктивным, а иногда ‒ и откровенно вредоносным.

Большинство крупных государственных заказов выстроено на основе «откатов», что огорчает. Как и в какой мере можно и нужно ликвидировать часть чиновников, ‒ это, на мой взгляд, определяется степенью готовности систем автоматизации с их дальнейшим замещением персонала. На данный момент, этот процент не так уж высок.

Однако прогноз довольно благоприятный: в ближайшем будущем процесс замены аппарата служащих на программное обеспечение, а также на робототехнику будут набирать обороты. Я бы направил их работу на регулирование всех сфер деятельности кроме тех, где решение задач осуществляется с помощью общегосударственных денег (оборона, безопасность, здравоохранение, внешняя политика). Контроль функционирования конкретной деятельности стоит доверить саморегулирующим учреждениям. Это позволит ликвидировать целую цепь чиновников.

Как отбирать министров и иных государственных топов (критерии, образование, опыт, возраст и т.д.)?

― Могут ли существовать какие-то критерии для отбора топовых управленцев ‒ вопрос сложный и достаточно дискуссионный. Например, в древнем Китае отбор чиновников проводился с помощью испытаний. Победитель обладал лидерскими качествами, мог повести за собой людей, имел необходимую физическую подготовку и интеллектуальные показатели.

Главная проблема современной России заключается в том, что должности государственной службы занимают по протекции, за счет кумовства, благодаря взяткам. Власть стала настолько нелегитимной, что избирательные комиссии находятся под бдительным контролем, а результаты голосования не являются конкурентными на всех уровнях. Победу одерживает один кандидат, а мандат получает другой. Задействуется не просто административный ресурс, происходит тотальная фальсификация результатов выборов с дальнейшей узурпацией власти. Страна находится на первом месте в мире по разрыву доходов богатых и бедных людей. Статистика приобретает виртуальный и никому не нужный характер.

Если будет намечен четкий курс, то такие критерии, как возраст или образование, не будут играть существенной роли. Хорошим управленцем можно быть и в 20, и в 60 лет вне зависимости от того, есть ли у вас опыт работы или нет. Критерии, которые я считаю действительно важными, заключаются в умении человека принимать самостоятельные решения, быть готовым к ответственной работе, а также отстаивать свою позицию в любых условиях. Не нужно смотреть в рот и ловить слова вышестоящего руководства. Чтобы достигать высот и продвигаться по карьерной лестнице, необходимо иметь собственное мнение и не прогибаться. Целесообразно отметить, что хороший министр должен иметь широкий кругозор, знать историю своего отечества и уметь пользоваться родным языком. Чиновник, культурный уровень которого оставляет желать лучшего, дискредитирует страну на мировой политической арене.

Где и как искать этот ценный «топ-персонал» (открытые вакансии, конкурсы и т.д.)?

― Сингапур пошел по пути поиска наиболее талантливых людей, которые отбирались с помощью всеобщего тестирования детей на IQ с привлечением зарубежных компаний. Никто не мешает России провести идентичный эксперимент хотя бы на уровне одного или двух регионов. По состоянию на сегодняшний день несколько субъектов в стране находятся в состоянии дефолта, без дополнительного финансирования федерального центра. В Хакасии введено внешнее казначейское управление. В преддефолтном состоянии находится еще несколько регионов. Мое мнение: не нужно ставить личных телохранителей во главе. Вероятность того, что у них получится изменить ситуацию, не велика.

Как вариант, стоит попробовать отойти от своячества, кумовства, поддакивания, соглашательства. Можно провести отбор среди руководителей компаний конкретного региона, которые имеют необходимый уровень IQ и изъявили желание попробовать себя на этой почве. Одновременно следует заменить весь государственный аппарат, навсегда искоренить его пороки. Тестирование на детекторе лжи на предмет воровства государственных средств даст возможность отсечь значительную часть служащих.

Необходимо внедрить механизм функционирования обратной связи с населением. Сегодня сайт государственных услуг существует, его пользователи определены, их идентификация происходит согласно личным данным. После того, как будет налажен механизм связи, можно говорить об эффективной оценке результатов работы, как руководства компании, так и отдельных исполнителей.

 Как выстроить систему оплаты труда министров и иных топов?

― Пополнил казну – получи свой процент. Выявил государственное хищение – получи свой процент. Чем больше чиновники будут получать деньги официальным путем, тем лучше будет складываться экономическая ситуация в стране.

Чем больше цена ошибки, тем меньше у них возникает желания воровать, соответственно ‒ они больше будут ценить свое имя и держаться за работу. Отмечу, насколько важна в такой ситуации конкурентная среда, а также обратная связь. Без наличия этих механизмов схема работать не будет.

 Приглашать управленцев со своими командами или обязать брать тех, кого дадут?

– Я считаю, что нужно и брать, и приглашать. Начинать работу, как говорится, «с чистого листа» весьма глупо и непродуктивно. Умный руководитель изъявит желание изменить команду (как полностью, так и частично) не в начале, а по ходу деятельности.

Не редко увольнение ценных кадров идет не во благо и приводит к плачевным последствиям. Добавлю, что если мой друг прошел отбор и смог пробиться в число «лучших», это отлично. Но от меня, как от управленца, этот отбор никак зависеть не должен.

Министр – это, прежде всего, политик. Он не обязан иметь профилирующее образование и быть экспертом в той области, которую возглавляет. В момент занятия поста он может привести небольшую команду единомышленников (как минимум для того, чтобы иметь заместителей на время своего отсутствия). На других должностях обязаны работать профессионалы: дипломаты, юристы, военные, энергетики и т.д. Их набором должен заниматься компетентный человек, у которого будет и знания, и опыт, и авторитет. На практике данную систему уже давно используют в Англии, она зарекомендовала себя с лучших сторон.

 Дублеров тоже отбирать и готовить? Если да, то как?

― Однозначно, да. Система кадрового резерва слабо работает. Необходимо рейтенгование кандидатов на основе показателей их труда. К примеру, пять человек, которые добились наивысших результатов, могут претендовать на занимаемую должность – это создаст дополнительную конкуренцию и позволит минимизировать риск попадания «в верхи» людей с сомнительными профессиональными качествами. Восстановить экономический строй может только сильная и грамотная команда с независимым и авторитетным мнением. И такой ниши, как дублеры, это тоже касается.

 Как оценивать эффективность работы новых управленцев (с учетом того, что разные отрасли и сферы требуют достижения разных целей)?

― На наших телеэкранах обсуждают все, кроме реальных проблем. А их, к слову, очень много: метро не строится, дороги в разбитом состоянии, отсутствие датчиков движения для экономии электроэнергии, плохая уборка улиц и помещений, нескрываемое воровство в сфере ЖКХ и т.п. и т.д. Но вместо этого на ток-шоу повсеместно показывают Америку, Сирию и Украину.

Оценка эффективности работы новых управленцев основана на критериях политического, экономического, военного и иного характера. Динамика ВВП, объем инвестиций в капитал, уровень доходов населения, интеграционный индекс, кривая задолженности перед кредиторами ‒ работа должна осуществляться в этих и других направлениях. Причем, осуществляться регулярно. Повторюсь, сайт государственных услуг может стать прекрасным инструментом в том случае, если ответственно подойти к вопросу его доработки.

В США даже персонал в полицию ищут кадровые агентства. Стоит ли внедрять такой эксперимент у нас?

― Как показали исследования, за последний год на рынке труда США произошел рост роли кадровых агентств при подборе персонала.

Главное преимущество такой процедуры ‒ большое количество информации о претенденте, которую можно найти в Интернете.

Компании обращаются за помощью кадровых агентств не только для поиска, но и для оценки и сравнения подходящих кандидатур.

На мой взгляд, подобный эксперимент имеет гораздо больше шансов оказаться успешным, нежели назначение охранника губернатором. В данной ситуации важно видеть четкие критерии оценки и ее результатов в совокупности с уровнем конкуренции.

 Наконец, кто же должен искать, отбирать, собеседовать и оценивать столь важные кадры? Надо ли народу показать их лица и слышать их аргументы?

― Обязанности по отбору и оценке способностей кандидатов в управленцы должны быть децентрализованы. Как минимум, они должны быть сосредоточены в нескольких центрах. Давно пора усовершенствовать работу государственных служащих и запустить проект, по которому они будут обязаны сдавать тестирование. Также на повестке дня находится внедрение системы KPI (ключевые показатели эффективности), которую претенденты будут проходить во все тех же центрах. В таком случае стоит поставить задачу разработки критериев оценки «в темную», то есть ‒ не говорить о целях формирования оценочных материалов.

 Несовместимость новых топов – надо ли учитывать и такой случай? Как избежать?

― Конфликт является движущей силой прогресса, он имеет право на существование. Как говорится, в споре рождается истина. Многоуровневый характер и сложность взаимоотношений новых топов должна давать толчок для поиска наиболее эффективных путей выхода из сложившейся ситуации. Здесь многое зависит от позиции, которую занимает та или иная сторона, а также ее собственных интересов и методов, к которым она прибегает. Сегодня существует много стратегий, которые позволяют решать конфликт: конфронтация, приспособление, уклонение, компромисс или сотрудничество.

Следует понимать, что правильных или неправильных стратегий нет: они могут быть уместными или неуместными. Ни одна из них не может быть выделена, как лучшая. Опытный управленец обязан уметь использовать каждую из них, делать сознательный выбор и нести за него ответственность в зависимости от сложившейся ситуации. Результат такого выбора должен привести к достижению лучших результатов.

 В какие сферы и почему можно приглашать экспатов? (пусть не министрами, но замами)?

― Не так давно во главе нашего государства стояла немка и грузин, а также несколько украинцев. История показывает, что империи всегда имели межнациональный характер. Главным критерием является не национальность, а честность и желание вносить улучшения в экономику нашей страны. Многие компании уже приглашают экспатов для работы в силу того, что не могу найти подходящие кадры с соответствующим опытом.

Цифровизация управления – как Вы понимаете новую парадигму?

― Цифровизация представляет собой инструмент, который дает возможность приспособиться к нынешним реалиям. Современное управление без применения CRM, BPM и ERP существенно снижает потенциал. Без этих систем клиент не получает результат, а владелец – прибыль. Государственное управление в этом смысле ничем не отличается. Все, что я могу посоветовать, – это учитывать его специфику, а также использовать цифровые технологии с возможностями конвергенции. Цифровизация позволит управленцам на высшем уровне принимать быстрые и информативные решения, осуществлять необходимые и своевременные преобразования, а также создавать возможности для внедрения новых проектов.

Соснило Андрей Игоревич, Заместитель директора Санкт-Петербургского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Материал подготовила Кристина Фирсова