Коуч может помочь клиенту отыскать в себе ресурсы для решения задачи

Автор: Наталья Чухрова, коуч

Карьерный коучинг на подъеме. Где прячется его “рычаг” для клиента?

Карьерный коучинг сам по себе, как и все другие виды коучинга – это в первую очередь желание, вернее, намерение самого клиента или, по-другому, игрока, что-то изменить. Без индивидуального запроса эффективная работа в режиме карьерного коучинга практически становится утопией. Именно поэтому, максимального эффекта в карьерном коучинге достигает именно тот, кто для начала совместно с коучем находит карьерную цель, а далее готов принимать себя в меняющейся среде, способен к саморазвитию, воспринимает обратную связь, понимает, что необходимо будет работать с препятствиями и трудностями и, конечно, проводит масштабную внутреннюю работу. Хорошая новость – к карьерному коучингу можно приступить на позиции любого уровня – от специалиста до топ-менеджера

Может ли коуч быть им для самого себя?

― Да, безусловно, и даже должен. Иначе, как искать лучшие практики и подходы, двигаться вперед, наращивая экспертизу? Но при этом, каждому self-коучу рекомендуется периодически работать с личным ментором, наставником из коучинговой среды, не только для прокачки навыка, но и в личных интересах. Ведь у многих коучей периодически возникает необходимость достижения принципиально новых целей, потребность в обмене опытом или профессиональной поддержке. У меня есть правило – раз в год 2-3 сессии с матерым практикующим коучем.

Первые встречи коуча и клиента - почему о них так мало пишут в книгах о коучинге?

― О них пишут, но действительно в самих книгах не так много. Классика жанра – Тимоти Голви «Работа как внутренняя игра», Майлз Дауни «Эффективный коучинг», Джон Уитомор «Внутренняя сила лидера» точно не пестрит практическими советами по тому, как начинать работу с конкретным клиентом, хотя установлению контакта и определению целей там уделено достаточно времени. Но про продажу коучинга как услуги и тому как «выбирать своего» коуча или наоборот «своего» клиента сейчас учат многочисленные коучи- блоггеры и профессиональные сообщества в интернете, что на мой взгляд не всегда про качество этой услуги, так как не столь важно какая встреча по счету, важно - как ты слышишь человека. Иногда запрос можно решить за 2 – 3 часа, и тогда это не первая встреча, а полный цикл коучинга, а кто-то за это время успевает только познакомиться. Для меня важно поймать волну клиента на первой встрече, пожалуй, стоит написать об этом книгу ))).

 Ваши советы тем, кто выбирает “своего” коуча?

― Советы давать не в коучинговом стиле, скажу одно слово – доверие.

 А надо ли отказываться от коуча если на первой встрече он не подошел вам только иной культурой и ценностями, но явно профессионал ?

– Если Вы ему при этом доверяете, то зачем отказываться? Вы же не выйдете из машины, если узнаете, что водитель такси не читает Достоевского (хотя, наверное, на практике и такое может быть). А вот если он автомобиль водит плохо, постоянно смотрит в экран телефона или матом ругается, и вы, соответственно, не чувствуете себя в безопасности, то ответ становится более очевидным (хотя, опят же есть люди, для которых это вообще не критерий анти-надежности, а скорее схожие с водителем ценности). Исключением, наверное, будут три известных НО: Религия, Политика, Спорт – в эти области коуч просто не должен заходить с точки зрения профессиональной этики. Если Вам захотелось отказаться от коуча, то вероятно Вы ему по какой-то причине не доверяете, и тут уже не важно – в профессиональном плане, или у вас разные парадигмы. Тогда просто задаем вопрос – какими критериями в моем понимании должен обладать «мой» коуч и ищем такого, надеясь на взаимность.

 Часто ли клиенты хотят прямых советов от коуча, когда чуствуют, что тот знает ответ на его заветный запрос ?

― Действительно, очень часто клиенты хотят получить готовые рецепты достижения целей, эффективности, счастья – тогда я отправляю их читать книги, благо их сейчас очень много, а качество современной бизнес литературы и переводов потрясающее – во всем можно разобраться самому. Ну ли мои любимые рубрики – 12 советов практикующего коуча или как стать успешным ТОП менеджером за 2 месяца – там сосредоточен, казалось бы, весь сгусток мудрости и мастерства, только вот странно – читают многие, а достигают чего-то единицы (см. п.1). От прямых советов в формате коучинга тоже лучше уходить – это ниша консалтинга и бизнес тренингов.

 Как клиенту понять, что в его же интересах пройти весь путь до конца?

― Коучинг изначально предполагает, что у игрока уже есть все, что нужно для решения определенной задачи, но он это пока, по каким-то причинам, не использует. Соответственно, цель коуча – помочь человеку отыскать в себе те ресурсы, которые необходимы в конкретном случае, и начать применять их. А клиенту важно понимать насколько для него важна поставленная на коучинг цель. Коуч может чувствовать, улавливать сомнения и колебания игрока, уточняя, перепроверяя, модифицируя при необходимости цель. И тогда всем будет любопытно увидеть конечный результат.

В чем для Вас разница в работе с клиентом который сам Вас выбрал и пожелал услугу и когда Вас выбирает лидер компании для своих топов?

― Первая категория клиентов как правило более благодарная, и это приятно, так как ты видишь их прямую заинтересованность, готовый запрос на развитие и искреннюю радость достижениям. Со второй группой больше времени уделяется «продаже» идеи коучинга и определению точных задач. Но по факту разницы нет, если клиент готов работать.

  Что делать если коуч видит, что задача невыполнима в силу нежелания топа трансфрмироваться ?

― Трансформироваться или нет – это ведь личное дело каждого, и тем более коучинг не всегда подразумевает под собой трансформацию. Мы можем пойти в сторону поиска не личных, а внешних ресурсов, заняться планированием, проработать ограничения, попробовать новые инструменты и достигнуть может быть сразу и не сверх, но первых приятных результатов. Далее все пойдет естественным путем, форсировать процесс тут точно не стоит. Главное, чтобы коуч брал на себя ответственность за эту работу, не ссылаясь на нежелание клиента что-то менять, но или если не справляется – честно сказать об этом. Такое тоже бывает.

 Каков сегодня диапазон цен на коучинг?

― Если мы говорим об индивидуальных коуч-сессиях, то очные встречи с гуру могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей, но как правило средняя стоимость услуги на российском рынке от 15 до 50 тысяч рублей за 1- 1,5 часа работы с коучем. Скайп может позволить немного сэкономить – за счет отсутствия затрат на перемещение и ограничений по часовым поясам – клиент может выиграть до 30%. Полный цикл как правило подразумевает 6-9 занятий, отсюда несложно посчитать общие затраты. Групповой коучинг зависит от состава участников и целей, как правило он является инструментом бизнес-тренинга и тут цены уже определяются контентом обучения и объемом тренинг часов.

  А как понять, реальна ли цена запрашиваемая коучем или его известность искуссно раздута?

― Большая часть знакомых мне коучей использует демо-сессии за символическую плату или бесплатные промо-акции, как отличную возможность познакомиться и понять не только экспертность коуча и примерить его подходы, но и в принципе определить, насколько коучинг как формат взаимодействия действительно подходит в данной ситуации. Возможно, клиенту больше подойдет классический консалтинг, тренинг личностного роста или работа с психологом.

  Сколько клиентов уже было у Вас и чему они Вас научили, а Вы их?

― Я имею опыт работы и с компаниями, и с индивидуальными заказами на коучинг, в общей сложности моими клиентами стали уже более тысячи человек. Мы научили принимать людей такими, какие они есть.

  Какие необычные запросы клиентов были у Вас на практике?

― Самый необычный был – как стать космонавтом, потом оказалось, что управленец так шутил, проверяя меня на прочность, мы смогли посмеяться вместе и теперь раз в год общаемся, поднимая планку новых целей. А самый неудобный – как подсидеть шефа (который этот самый коучинг и заказал), теперь эти ребята отлично ладят, делая бизнес вместе как партнеры.

 Как Вы готовитесь к сессиям с лидерами бизнеса?

― Стараюсь не относиться к ним как к особенным клиентам, они в первую очередь просто люди. Если волнуюсь, то много читаю про компанию, ее историю, изучаю саму индустрию и особенности этого рынка, если это возможно, пробую себя в роли клиента фирмы, это помогает мне настроиться на предметную работу и лучше понять собственника или топ-менеджера.

Наталья Чухрова коуч

Материал подготовила Кристина Фирсова