Чат боты уже умеют шутить... а завтра?

Автор: Юлия Рыжих, Just AI

Что сегодня важнее для разработчиков искусственного интеллекта – конкуренция, ожидание прорыва у кого-то или монетизация того, что есть?

Мы живем в уникальное время, когда технологии AI переживают буквально взрывной рост. Безусловно, конкуренция жесткая и она имеет значение, как и успехи крупнейших компаний мира по разработкам в сфере AI. Но на первое место по важности я бы поставила два фактора. Первое – это найти свое место на рынке, делать что-то одно, но хорошо. Например, программировать чатботов, понимающих естественный язык или конструировать роботов, которые отлично работают там, где человеческий ресурс не справляется или существует угроза для жизни. Второй фактор – сделать что-то полезное и значимое для человечества.

 Как обстоят дела с «мозгами» и разработчиками - кто есть кто на этом рынке?

― Исторически в России очень сильная математическая школа. И даже в западных компаниях то и дело встречаются программисты из России и СНГ, то есть наши инженеры прекрасно справляются с программированием машин, устройств и другими технологиями AI.

Если говорит именно про разговорный AI, русский язык очень сложен по своему синтаксису и морфологии, что затрудняет работу с ним для «не носителей» языка. Но рынок России активно развивается и привлекает внимание как всех западных гигантов – Google, Amazon, так и восточных – Alibaba или Xiaomi. Все они в ближайшее время выпустят свои «Яндекс.Станции» с голосовыми ассистентами, поддерживающими русский язык. Бум «умных колонок» только начинается и очень хочется, чтобы на международном рынке появился российский игрок, способный составить достойную конкуренцию всем перечисленным компаниям.

 Шутить и хамить чат-боты уже не позволяют - а что завтра?

― А завтра все будет зависеть от тех алгоритмов, которые будут заложены в ботов. Если вспоминать историю с Тау от Microsoft, то причиной его хамства стали сами пользователи, хотя изначально разработчики заложили в него светлую, казалось бы, идею – обучаться, чтобы стать умнее и лучше отвечать на вопросы пользователей.

Если брать пример нашей российской «Алисы» от «Яндекса», она может и шутить, и отвечать достаточно дерзко, при этом усовершенствованные алгоритмы способны блокировать мат, отличать грани смыслов и оттенки контекста в речи. Достойный пример контролируемой технологии. С новыми технологиями боты должны будут становиться умнее и полезнее, но не опаснее для социума.

 Какие сферы бизнеса уже на очереди как клиенты искусственного интеллекта?

― В России в ближайшее время самый бурный рост мы ожидаем в сфере ритейла (с 6% в 2017 до 22% в 2020 году) и сфере ресторанного бизнеса (с 1% до 10%), чуть будут отставать транспорт и компании государственного сектора. На текущий момент самое широкое проникновение AI наблюдается в банках, телекоме и ИТ-отрасли.

Стоит отметить, что автоматизация на базе AI уже очень востребована в сфере HR (внутренний саппорт для сотрудников) – такие боты могут принимать заявления на отпуск, отвечать на вопросы сотрудников о зарплате, страховке и успешно закрывать другие типовые вопросы.

 Какие профессии и люди в них уже зашатались (кроме колл-центров)?

– Прежде всего, роботы могут заменить людей в часто повторяющихся, монотонных и рутинных операциях - под угрозой рабочие конвейеров, т. к. заводские линии сборки или фасовки как раз из их числа. Следующими идут водители, кондукторы и контролеры - уже сейчас можно встретить поезда, которые управляются без участия машиниста, а плата за проезд списывается автоматически. Tesla, Google и «Яндекс» уже который год тестируют беспилотные автомобили, так что профессия таксистов и личных водителей тоже под угрозой.

Продавцы и кассиры - повсеместно в крупных супермаркетах внедряются кассы самообслуживания, где достаточно просто прийти, отсканировать товар и оплатить его банковской картой. Правда, пока такие технологии несовершенны, и обычно один контролер все же присутствует. В США уже есть проекты магазинов от Amazon вообще без касс, где установлены системы слежения за тем, что покупатель берет с полки, в процессе покупок формируется виртуальная корзина, которая оплачивается автоматически на выходе. Но для России это пока перспектива ближайших 10 лет.

Конечно, технологии удобны, им не нужно платить зарплату, они не болеют и могут обходиться без выходных, но, как правило, внедрения дороги и не всегда экономически оправданны. В последнее время аналитики, и мы в Just AI их поддерживаем, склоняются к концепции AI + Human (искусственный интеллект + человек), когда технологии, нейросети и алгоритмы берут на себя рутинные операции, опасные для человека манипуляции или помогают людям стать сильнее, умнее, быстрее. При этом человек выполняет работу, с которой машина просто не справится: эмоции и сопереживание, поддержка, воспитание детей, творчество и т. д.

*Юлия Рыжих, директор по маркетингу Just AI

Наша справка: О компании: ИТ-компания Just AI (группа компаний i-Free) специализируется на технологиях искусственного интеллекта (AI), машинного обучения и понимания естественного языка с 2011 года. Основная сфера деятельности - разработка платформ семантического анализа естественной речи с использованием искусственного интеллекта, создание сервисов омниканального взаимодействия с пользователями, а также автоматизация процессов контакт-центров и служб клиентской поддержки.