Ведущие кадровые агентства хорошо знают друг друга

Автор: Кира Бокова, «Diamond Personnel_R&C»

Как бы Вы описали те новации от кадровых агентств, что произошли за последние годы?

― Действительно, за последние годы произошло много новаций. Во-первых, внедрено новшество в самом кадровом агентстве: если автоматизация подбора ― дело для нас давно решённое и внедрённое, то внедрение геймификации как среди менеджеров по продажам и тендерам, так и среди рекрутеров и ресёчеров ― вопрос новый. И это внедрение полностью себя оправдало и с точки зрения корпоративной культуры, и с точки зрения мотивации.

Что касается рабочего процесса, мы внедрили адаптационное интервью перед выходом на работу с нашими кандидатами-финалистами. Это очень важная новация для нас, так как при прохождении тендеров гарантийные сроки кадровых агентств на кандидатов становятся всё более длительными. Поэтому при работе с постоянными клиентами-компаниями, когда мы уже много знаем и о внутренних правилах организации, и об особенностях работы ― мы готовим кандидатов-победителей в ходе специального часового интервью, помогая им таким образом успешно проходить адаптационный период.

Другая новация ― это появление и востребованность новой услуги от кадрового агентства компании-заказчику ― подбор кадрового резерва. Крупным организациям, куда велик поток кандидатов, важно, чтобы на те или иные вакансии существовал постоянный кадровый резерв. Компании встречаются с резервистами, кандидатам сообщается, что они включены в кадровый резерв. Мы закрываем эту потребность заказчиков.

В качестве ещё одной новации можно отметить не просто появление, а закрепление как рынка ― сельскохозяйственного рынка, компании которого активно начали работать с кадровыми агентствами.

Чего Вы ожидаете от исследования УП рынка кадровых агентств? Насколько Вам знакомы коллеги по цеху и без исследования?

― Мы всегда полагали, что хорошо знаем рынок кадровых агентств в целом и наших коллег в частности. Но, участвуя в тендерах, в случае победы узнаём и других победителей ― и видим среди них новые имена рекрутинговых компаний. Поэтому, безусловно, нам было бы очень интересно знать рынок и новых активных игроков на нём. Особенно в интересующих нас индустриях-специализациях ― финансы, финтех, IT-сфера, тяжёлая промышленность, пищевая промышленность, HR, Horeca.

В чём кадровые агентства сильнее рекрутеров компаний?

― Кадровые агентства сильнее рекрутеров компаний, в основном, по двум пунктам ― обширность экспертизы и мотивация на закрытие вакансий. Работая в рекрутинговой компании, консультант-подборщик видит рынок в целом, отлично представляет себе его возможности и ограничения, часто специализируется на конкретных рынках и, конечно, имеет доступ к базе агентства. Кроме того, он сильнее замотивирован на результат, так как в большинстве случаев у внутренних рекрутеров основную часть дохода составляет оклад, а у внешних рекрутеров основной доход состоит из процентов за закрытие вакансии.

А если ваших консультантов сманит клиент, то он откажется от ваших услуг?

― Все наши клиенты применяют обе силы в подборе ― и внутренних рекрутеров, и внешних менеджеров по подбору. Поэтому, даже если один из наших консультантов окажется на работе in-house в компании-заказчике, наша совместная работа с клиентом не прекратится, а продолжится.

Сколько времени и сил вы тратите на подбор и выращивание до высокого уровня консультантов?

― Самый первичный адаптационный период у внешнего консультанта составляет один месяц. Это месяц интенсивного погружения в профессию. Ещё через два месяца становится понятно, будет ли сотрудник действительно успешен в рекрутменте. В целом, через шесть месяцев новенький консультант овладевает необходимыми навыками, а через год рекрутер выходит на высокий уровень мастерства и даже в состоянии кое-чему обучить новичков. Конечно, его уровень уступает консультанту с 10-летним стажем успешного закрытия вакансий, но он уже знает, как ему саморазвиваться.

Какие технологии подбора лучше освоены кадровыми агентствами?

― Все. Нет технологий, которые не были бы освоены качественным кадровым агентством ― и в этом его преимущество. Это не только headhunter.ru и superjob.ru и т. п. Это и социальные сети, и различные форумы, в том числе специализированные. Это и традиционные СМИ, и «сарафанное радио», поиск по рекомендациям. Наконец, прямой поиск, Headhunting, Executive Search. Нет технологий, которые не применялись бы успешным кадровым агентством, если от заказчика есть задача закрыть вакансию.

Какие уловки порой используют слабые кадровые агентства, чем бросают тень на услугу?

― Слабые кадровые агентства зачастую демпингуют, чтобы хоть как-то выдержать конкурентную борьбу. Это способно обрушить рынок в рамках конкретного тендера. А далее, даже выиграв тендер за счёт явно заниженной цены, они не в состоянии оказать услугу. Брошена тень на качественные кадровые агентства, дискредитирован тендер.

Специализация кадровых агентств не стала трендом, несмотря на явные ожидания успеха?

― Отнюдь. Насколько мы представляем себе рынок, есть несколько агентств, работающих преимущественно на фармрынке или на IT-рынке. Да и другие агентства зачастую определяют для себя круг рынков, на которых их экспертиза особенно сильна и их услуги особенно востребованы. Так что специализации кадровых агентств ― актуальный вопрос.

Кира Бокова, генеральный директор Diamand Personnel RC