Цифровизация в HR - революция или рост расходов на персонал?

Автор: Ольга Семухина, «АВТОБАН»

Глобальная цифровизация захватила все сферы бизнеса не просто так, из любви к искусству. Цифровизация – это огромные массивы обрабатываемых данных, их фильтрация и сортировка по сотням индивидуально настраиваемым параметров, мгновенный расчет многофакторных формул и передача терабайтов информации за доли секунды. Цифровизация бизнеса решает самые сложные и трудоемкие задачи за несоизмеримо меньшее время. И не менее приятное – цифровизация многократно повышает эффективность бизнес-процессов и экономит немало денег.

Цифровизацию в сфере HR я бы пока не торопилась называть революцией. Революцией она станет, когда всю так называемую текучку будет выполнять искусственный интеллект, любые документы - от справки о доходах для визового центра до больничного листа - можно будет отправить и получить, не поднимаясь со стула, в личном кабинете или мобильном приложении. HR-специалист при этом будет заниматься исключительно стратегией, тактикой и творческой составляющей, где никакой искусственный интеллект не заменит живого человека. Для свершения такой революции необходимо долгосрочное стратегическое сотрудничество крупнейших HR-компаний с ведущими российскими или международными IT-корпорациями. Желательно при финансовой, правовой, административной и организационной поддержке государства. К слову, есть основания надеяться, что если и не революция, то существенные сдвиги к лучшему уже не за горами: на днях на Петербургском форуме Сбербанк и SAP объявили, что будут совместно разрабатывать IT-решения для российского HR-рынка. Пока же бизнес-процессы не изменились. Любой HR-специалист при закрытии вакансии проходит те же этапы, что и раньше: отбор наиболее подходящих резюме, приглашение кандидата на первичное собеседование, тестовое задание, приглашение на следующее собеседование, окончательное решение. При этом большинство этапов стали частично или полностью цифровыми.

Тем не менее, хотя цифровизация в HR и не может заменить профессионального сотрудника, она многократно снижает затраты на управление персоналом. Наглядный пример: в нашей компании трудится 5,5 тыс. человек. Представьте себе, насколько должен быть раздут HR-департамент, чтобы в ручном режиме согласовывать все открытые и закрытые вакансии, все отпуска, больничные, продвижения вверх по службе! И даже не хочется представлять, какие бюджеты тратила бы компания только на зарплату, налоги, помещения и оборудование рабочих мест менеджеров по персоналу. А если вспомнить про сотни ежедневно поступающих к нам резюме, то на вопрос: цифровизации быть или не быть - ответ вполне очевиден.

Профессиональные программы, разработанные для управления персоналом, позволяют десятку наших сотрудников прекрасно справляться с многотысячным коллективом. Программы и приложения не ошибаются, не устают, не нарушают трудовую дисциплину, не уходят в декрет или отпуск. И, опять же, возвращаясь к актуальной для любого бизнеса теме золотого тельца, экономят для компании немало денег. Например, многочисленные программы позволяют одним кликом импортировать резюме из различных источников в единую удобную базу, оценить конверсию на каждом этапе выбора кандидата, объединить кадровое делопроизводство с вашей финансовой отчетностью, получить программу адаптации сотрудника на испытательном сроке и этапы обучения уже работающих специалистов. На любом из этапов найма нового сотрудника HR-программы автоматически генерируют подробную статистику, отчеты и графики.

Наиболее продвинутые кадровики пользуются бесплатной американской программой Apptivo или приложением Resume Matching. Основное преимущество Apptivoo в том, что она открывает доступ к нескольким облачным приложениям, одна учетная запись сохраняет до 500 Мб данных и позволяет быстро составить для себя индивидуальный набор функций. Благодаря приложению Resume Matching достаточно ввести несколько ключевых слов в описании вакансии, чтобы получить из многотысячной базы резюме список наиболее подходящих кандидатов. Благодаря таким IT-решениям можно не только автоматизировать все простые и стандартные операции, но и быстро подтянуть английский язык.

Есть такой известный термин как «число Данбара», согласно которому человек не в состоянии эффективно общаться более чем со 150 людьми. То есть без учета родных, друзей и приятелей не более чем с 50-100 коллегами. Поэтому если в вашей компании больше 50 сотрудников, то существенно упрощает жизнь грамотно структурированный интранет. Например, у нас благодаря интранет-сети в 5-тысячном коллективе сотрудник мгновенно находит любого другого сотрудника – от водителя до генерального директора – и получает о нем всю информацию: контакты, адрес, подразделение, должность. Благодаря интранет каждый сотрудник знает и понимает, что и для чего происходит в компании, имеет доступ веб-камерам, к тысячам документов – от регламентов до архива решений собраний акционеров. При высокой эффективности в объединении большого коллектива интранет не приведет компанию к банкротству. лид--(Совершенно не обязательно оплачивать уникальную разработку индивидуальной сети, на рынке предлагаются десятки, если не сотни готовых решений.)

Эффективность цифровизации в сфере HR достаточно легко просчитать. Например, если верить данным компании Experium, установка профессиональной программы подбора персонала на 85% сокращает время на переписку с кандидатом, на 15 минут ежедневно экономит время на размещение вакансий, и на три часа ежемесячно – время, затрачиваемое на составление отчетов и графиков. Умножьте почасовую оплату вашего сотрудника на сэкономленное время – и вы увидите, какой бюджет позволяет сэкономить цифровизация ежедневно, еженедельно или ежемесячно.

Банальная аксиома, гласящая, что спрос рождает предложение, еще раз подтверждает эффективность цифровизации в HR. С легкой руки российских и зарубежных IT-компаний на рынке чуть ли не ежедневно появляются новые программы и приложения для работы с персоналом. Вряд ли без массового спроса продукт столь активно завоевывал бы рынок.

Цифровизация – это не только экономия времени и расходов на закрытие вакансии, она увеличивает лояльность потенциального сотрудника. Ведь HR специалист – это первый представитель компании, который обращается к соискателю, так сказать, живое олицетворение бренда. По этому общению кандидат осознанно или непроизвольно составляет первое впечатление о компании. Цифровизации бизнес-процессов экономит время не только менеджера по персоналу, но и соискателя, что вряд ли останется незамеченным и составит благоприятное мнение о компании еще до того момента, когда он перешагнет порог офиса. В HR департаменте цифровизация создает атмосферу, в которой хочется учиться новому и развиваться. Революция ли это? Навряд ли. Самосовершенствование и стремление к интеллектуальному росту всегда было свойственно подавляющему большинству людей, в противном случае мы бы не далеко ушли от наших пещерных предков. Скорее, приятный и вдохновляющий бонус.

А теперь для самых любознательных, кто дочитал до конца, - самое главное. Стоит ли так уж стремиться свершить глобальную цифровую революцию во всех нюансах HR? Так ли уж необходимо все отдать безупречному и неутомимому искусственном интеллекту? Лично я твердо убеждена: нет, не стоит. Прогресс ради прогресса, когда из фокуса выпадает самое ценное и самое главное – человек, творец, личность – явление достаточно опасное и добром не заканчивается. Уже написаны тысячи фантастических романов и снято сотни фильмов, которые наглядно показывают далеко не светлое будущее людей, полностью положившихся на цифровизацию и искусственный интеллект. А теперь вернемся от фантастики к реальности. Посмотрите на развитые азиатские страны, которые в плане цифровизации ушли от нас далеко вперед. Статистика показывает, что стремительная цифровизация всех сфер жизни неумолимо приводит к росту психических заболеваний, депрессий и суицидов.

Все хорошо в меру, в цифровизации тоже должна быть своя «золотая середина». Любому сотруднику для эффективной работы жизненно необходимо человеческое внимание, теплое слово, поддержка, участие – их никогда не заменит никакая самая продвинутая программа. Но мы тратим время и большие деньги на то, чтобы собрать их из разных регионов и провести очное обучение. Нам нужно, чтобы люди общались с людьми, чтобы задавали вопросы заинтересованным наставникам, а не чат-ботам, чтобы наши специалисты чувствовали поддержку и одобрение, чтобы вживую спорили, соглашались, отвергали, доказывали. Чтобы ощущали человеческую заботу и участие в карьере и в жизни, а не только безжизненное излучение экрана. Поэтому работаем мы по принципу: кесарю – кесарево. Облачным хранилищам, программам и приложениям – рутину. Стратегию и тактику, творчество и обучение, поддержку и мотивацию – только людям. Я только за такую революцию.

*Ольга Семухина, заместитель генерального директора по управлению персоналом Группы компаний «АВТОБАН»