Поставим рынок в «рамки квалификаций»

Автор: Елена Дабахова, НГСХА

Что такое отраслевая система квалификаций? Кто ее изобрел? Отраслевая система квалификаций – это составная часть национальной системы квалификаций, которая активно формируется в России. Национальная система включает в себя национальную рамку квалификаций, отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, систему независимой оценки квалификаций, профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ. Иными словами, все то, что обеспечивает точки соприкосновения между рынком труда и системой профессионального образования и обучения. Если выделить из национальной системы компоненты, описывающие конкретную отрасль (например, рамка квалификаций для сельского хозяйства, профессиональные стандарты для квалификаций в сельском хозяйстве и пр.) – переходим на уровень отраслевой системы квалификаций.

Кто ее изобрел, сказать довольно сложно. В том или ином виде ее отдельные элементы проявлялись на протяжении всей истории человечества. Например, еще в III веке в Китае была создана так называемая «система девяти рангов» (кстати, в современных рамках квалификаций тоже девять уровней), которая использовалась для оценки квалификации талантливых кандидатов на различные государственные должности. А в Европе в средние века в составе гильдий и цехов практиковалась система оценки профессионального мастерства работников в соответствии со ступенями «ученик», «подмастерье», «мастер». При этом продвижение по этим ступеням зависело от способности работника приобрести необходимую квалификацию и подтвердить ее на общественном экзамене (аналог современной независимой оценки квалификаций). Конечно же, сейчас все это выглядит иначе.

В эпоху глобализации процесс разработки национальных систем квалификаций охватил значительное количество стран. С конца 90-х в Европе активно прорабатывается вопрос модернизации рынка труда с помощью внедрения профессиональных стандартов в деятельность организаций. Наиболее успешный опыт в решении этого вопроса чаще всего связывают с Великобританией, где в целом эффективно действуют как профессиональные стандарты, так и отраслевые рамки квалификаций. Активно движется по этому пути и Россия.

Для чего она создается? Почему без нее стало сложно?

― Сейчас для российского рынка труда характерна профессионально-квалификационная диспропорция спроса и предложения. С одной стороны, много невостребованных работников, с другой – кадровый дефицит рабочих и специалистов определенных направлений. Очевидно, это следствие того, что система образования готовит кадры без учета потребностей работодателей как в количественном, так и в качественном плане. Система профессиональных квалификаций, создаваемая сегодня в России, направлена на решение этой проблемы. По сути, это своего рода мост между рынком труда и системой профессионального образования и обучения, от прочности которого во многом будет зависеть перспективы экономического развития нашей страны. Оно будет успешным только при условии наполнения рынка труда высококвалифицированными кадрами.

 В чем ценность вклада Нижегородской сельхозакадемии в создание отраслевой системы квалификаций? ― Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия совместно с Советом по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса впервые разработала проект отраслевой рамки квалификаций в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство». А кроме этого - методологические основы и модель автоматизированной системы регулирования спроса квалификаций со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и профессионального обучения.

 Как отраслевая система квалификаций формировалась в агропромышленном комплексе? Почему важно это учитывать? – Началось все с разработки профессиональных стандартов. За короткий промежуток времени было разработано более 20 профстандартов в области сельского хозяйства. Безусловно, это один из самых значимых компонентов системы квалификаций. Однако разработчики оказались в очень сложной ситуации: в отсутствии отраслевой рамки они не видели структуру отрасли целиком, не учитывали перспектив ее развития. В итоге – не смогли охватить полную карьерную траекторию для ряда профессий и специальностей, не избежали дублирования трудовых функций, в ряде случаев не корректно определили квалификационные уровни, неудачно выделили виды профессиональной деятельности. Все это препятствуют эффективному использованию профессиональных стандартов. И это ни в коей мере не вина разработчиков! Это неверный методологический подход к формированию системы квалификаций. Сейчас стало совершенно очевидным, что многих ошибок можно было бы избежать, вначале разработав отраслевые рамки, а затем уже – профессиональные стандарты.

Кстати, все отрасли «наступили на эти грабли», но именно в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство» мы впервые разработали рамку квалификаций, которая в полной мере является инструментом по систематизации разработки и актуализации профессиональных стандартов.

 Чем она отличается от аналогичных в других отраслях? Да и есть ли такие системы в других отраслях экономики, по вашим данным? Можно ли технологии сельхозакадемии спроецировать на другие сферы?

― Рамки квалификаций разрабатывались в атомной энергетике, ракетно-космической промышленности, автомобилестроении здравоохранении, в IT-сфере, в строительстве и ЖКХ и других областях деятельности, но на другой методологической основе. Мы одними из первых разработали реестр профессиональных квалификаций. Это полный перечень профессий и специальностей, в том числе в расчете на перспективы развития отрасли. При этом каждая квалификация была описана через трудовые функции, определены пути ее достижения в системе действующего профессионального образования и обучения. Кстати, при выполнении этой работы стали видны пробелы в системе аграрной подготовки кадров. Например, у нас готовят квалифицированных чаеводов, хмелеводов, рисоводов и других рабочих, а вот грибоводов не готовят. А промышленное грибоводство – это развивающаяся отрасль, требующая квалифицированных кадров. И это далеко не единичный случай.

На следующем этапе была сформирована профессионально-квалификационная структура отрасли и сделано описание уровней профессиональной квалификации: это есть в действующих отраслевых рамках и до недавнего времени считалось, что смысл отраслевой рамки квалификаций именно в этом. Однако со временем пришло осознание, что главную смысловую нагрузку несет именно реестр профессиональных квалификаций и профессионально-квалификационная структура области профессиональной деятельности.

Мы же стали первопроходцами, которые, с одной стороны, пошли по пути разработки автоматизированной системы регулирования спроса квалификаций рынка труда, а с другой, - отталкиваемся от предложения квалификаций системы образования и профессионального обучения. Эта работа инициирована Советом по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса и поддержана Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. На наш взгляд, это и есть квинтэссенция отраслевой рамки квалификаций. Представьте себе, есть некая информационная система, войдя в которую выпускник школы может посмотреть, какие специальности или рабочие профессии востребованы на рынке труда сегодня и какие будут востребованы через 3 года, через 5 лет. Владея такой информацией, можно сделать осознанный выбор в пользу наиболее перспективных видов деятельности. Учебным заведениям этот сервис даст возможность определять перспективы своего развития: например, сделать выбор в пользу открытия новых направлений подготовки. Органы государственной власти, сопоставляя как спрос на кадры со стороны рынка труда, так и предложения со стороны системы образования, смогут оптимизировать распределение бюджетных мест. И - обеспечить адресную господдержку молодых специалистов в наиболее дефицитных профессиях. Естественно, бизнес от этого тоже выиграет – он получит высококвалифицированные кадры. Хочу подчеркнуть, что речь идет не только о количественном соответствии спроса и предложения, но и качественной стороне вопроса. Через формирующуюся систему отраслевых квалификаций бизнес будет транслировать требования к подготовке рабочих и специалистов.

Поэтому, конечно же, та работа, которую мы делаем, со временем охватит все отрасли экономики.

А можно ли технологии сельхозакадемии спроецировать на другие вузы?

― Конечно, вузы станут применять наши технологии. Более того, опираясь на профстандарты, они смогут оптимизировать свои рабочие программы, чтобы максимально учесть требования работодателей, а значит повысить качество подготовки специалистов.

 Рынок «в рамках» уже не будет прежним… Можно ли спрогнозировать результаты?

― Отношения между рынком труда и системой образования станут более гармоничными.

Работодатель больше не будет оставаться сторонним наблюдателем и критиком в отношении системы подготовки кадров, а станет ее активным участником. Конечно, это практиковалось и ранее, но было скорее исключением, чем правилом. Сейчас же формируется система, в которой работодатель будет определять требования к подготовке рабочих и специалистов через профессиональные стандарты, вводить новые квалификации через отраслевые рамки, оценивать качество работы учебных заведений через профессионально-общественную аккредитацию, проводить независимую оценку квалификаций через профессиональные экзамены в специальных центрах. Система образования тоже изменится в этих условиях: она будет ориентирована на формирование эффективных образовательных траекторий для обеспечения потребностей рынка труда. Она должна будет стать более гибкой, чтобы оперативно реагировать на изменяющиеся требования времени. Сейчас быстро меняются поколения техники, все увереннее входят в сельское хозяйство цифровые технологии. Все это ускорение происходит по следующей причине: внедряешь высокоэффективные современные технологии – получаешь конкурентное преимущество на рынке. Вот и система образования также будет регулироваться рынком труда, а значит станет эффективнее.

 Как влияет новая система на подготовку кадров? Становится ли она более продуктивной?

― Конечно, подготовка кадров будет белее продуктивной, поскольку они будут готовится под требования работодателей.

 На чем конкретно вы чувствуете отдачу – на работе сотрудников, агропромышленных кадров, учебе и практике студентов?

― До отдачи еще далеко. Пока мы чувствуем огромную ответственность за то, что делаем. Понимаем масштабность решаемых задач, цену ошибки. В последующем, когда система заработает, отдачу должен почувствовать не один отдельно взятый вуз, пусть даже и разработчик, а отрасль в целом.

 Какова практическая польза для бизнеса?

― Бизнес получит кадры, которые будут соответствовать его запросам и по количеству и, что чрезвычайно важно, по качеству подготовки. Если современному аграрному бизнесу нужны трактористы-машинисты, которые владеют электронными средствами управления и контроля сельскохозяйственными машинами, включая бортовые компьютеры, или, к примеру, технологиями параллельного вождения – он их получит, поскольку отразит эти требования в профстандартах, проконтролирует, чтобы они были внесены в образовательные стандарты, примет участие в проведении независимой оценки квалификаций. А самое главное - при появлении новых трендов в развитии отрасли система образования будет на них оперативно реагировать.

 Каких результатов можно ожидать в этом случае?

― В части сельского хозяйства – повышение его эффективности, обеспечение продовольственной безопасности, развитие экспортного потенциала. Иными словами - выход на новый уровень развития. Актуальность лозунга «кадры решают все» не только не уменьшается в условиях современного высокотехнологичного производства, а многократно увеличивается. В последние годы мы достигли значительных результатов в части увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции. Однако до продовольственной безопасности нам еще, к сожалению, далеко. Мы накормили страну своей продукцией, вот только произведена она с использованием импортного семенного и посадочного материала, оборудования, средств защиты растений и ветеринарных препаратов и др. Пока отстаем мы и в части технологий. Эти проблемы можно решить только при наличии высококвалифицированных кадров различных уровней: от рабочих до управленцев.

 Вы ставили вопрос о применении подобной практики на президентском уровне. Каков результат?

― Если имеется в виду формирование системы квалификаций – то именно Президент Российской Федерации поставил такую задачу. В 2014 году его указом в целях создания и развития системы профессиональных квалификаций в России был создан Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, который сейчас и возглавляет работу в данном направлении. Одним из первых решений Национального совета было создание отраслевых советов по профессиональным квалификациям, в том числе Совета по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса, с которым мы сейчас тесно сотрудничаем.

 Какие сложности могут возникнуть при внедрении этой системы?

― Сложности в законодательстве: например, наряду с узаконенными профессиональными стандартами и независимой оценкой квалификаций (в том смысле, что законодательная база по ним сформирована), национальная рамка квалификаций существует только в проекте. Механизмов разработки и утверждения отраслевых рамок квалификаций пока нет. Возникает много проблем методологического плана. Пока не всегда готовы к работе в данной системе работодатели и образовательные организации. Новое всегда сложно пробивает себе дорогу.

 Что еще можно усовершенствовать в этом направлении – идеи от НГСХА?

― Работы в этом направлении - непочатый край. Сейчас мы начинаем формирование рамок квалификаций в пищевой промышленности и рыбохозяйственном комплексе, ведем актуализацию профессиональных стандартов и разработку оценочных средств для независимой оценки квалификаций. Предстоит еще много работы в части формирования автоматизированной системы мониторинга рынка труда и системы образования.

*Елена Дабахова, Проректор по научной и инновационной работе НГСХА, д.с.-х.н., профессор

Материал подготовила Елена Мамонтова

Наша справка: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия (НГСХА) ­ крупнейший аграрный вуз Приволжья. В 2018 г. ему исполнилось 100 лет. За последние 5 лет на российских и международных выставках сельхозакадемия получила около 50 медалей, большинство из которых ­ золотые. «Мы ­ государственный вуз, а значит ­ решаем государственные задачи», ­ подчеркивает ректор НГСХА, д.б.н., профессор А.Г.Самоделкин. Поэтому современные разработки сельхозакадемии касаются самых разных направлений ­ от пищевой промышленности до рекультивации техногенно загрязненных земель. В приоритете ­ снижение зависимости от импортных сельхозпроизводителей (новые виды кормов, селекция ягодных и плодовых культур оздоровление посадочного материала и др.).