Здоровым компаниям нужны в штате «штатные параноики»!!!

Автор: Андрей Устюжанин, «Эксперт»

Когда и почему компании задумываются о столь далёких проблемах ― рисках будущего компании?

― Билл Гейтс где-то писал: «Я просыпаюсь в холодном поту и думаю, что появилась какая-то молодая энергичная компания, которая выдавит нас с рынка». Это Билл Гейтс!

В мире есть две реальности. Одна ― розовая, в которой все белые и пушистые и ресурсов хватит абсолютно на всех и на всё. Вторая ― другого цвета, в ней все шипастые и зубастые, ресурсы ограничены и достаются быстрым, эффективным и нужным потребителю, если мы говорим о коммерческих компаниях. Представители первого мировоззрения призывают плыть по жизни в сплошных радости и счастье, не просчитывать будущие риски и угрозы. Дружественная среда сама даст все необходимые средства и рычаги для развития компании. Вторые пытаются просчитывать тренды, рисовать экстраполирующие графики и угадывать векторы, выпадающие из возникающих хаотичных ситуаций.

Мир очень изменился, буквально на наших глазах произошёл очередной технологический скачок. Если я и мои родители с разницей в 30 лет учились по одним и тем же учебникам и играли, в принципе, в одни и те же игры, то сейчас моё детство не имеет ничего общего с детством моих детей.

Не так давно мы ещё пользовались смс, а сейчас они никому не нужны, и их нам щедро суют в пакет сотовые операторы.

Вчерашний лидер рынка сегодня может оказаться в ситуации, когда его продукция никому не нужна. Кажущиеся далёкими проблемы могут оказаться гораздо ближе, чем кажется.

Кто обычно ответственен за этот анализ в компании?

― В конечном итоге за него ответственны акционеры и высший менеджмент. При условии, что и те и другие заинтересованы не только в своих ситуативных доходах, а действительно думают о развитии и о будущем.

Кругозор и связи этих людей позволяют им видеть и знать больше…

Высший менеджмент нанимает различных аналитиков, которые занимаются анализом ситуации и пытаются прогнозировать развитие событий.

Но обычно эти аналитики занимаются всё-таки понятной и обыденной реальностью ― финансы, продажи, спрос и т. п. По крайней мере, нам никогда не заказывали специалистов по вторжению зелёных человечков на тарелочках, прогнозистов глобальных потеплений и т. п. Возможно, мы упустили какой-то мощный кусок рынка, надо будет дополнительно изучить этот вопрос.

Что делать, если вам точно известно о глобальном потеплении?..

― Ну, если известно точно, то надо быстро продать свои валенки и купить пару гектаров земли в зоне вечной мерзлоты ― хорошее место для дачи. Скоро там будут расти бананы и бегать стада диких обезьян. Если вы большой политик или бизнесмен, то можете попытаться вложиться огромными ресурсами в будущее изменение мира: прикинуть, как сильно упадёт стоимость нефти, не нужной более для отопления, а может быть, как она по парадоксу вырастет, ― как это отразится на всём рыночном пространстве... И оказаться в нужной нише раньше всех в нужное время.

Хотя, с другой стороны, потом может резко наступить глобальное похолодание ― валенки можно оставить…

О скором (по словам директора NASA) массовом нашествии инопланетян?..

― Постараться записать разговор и, если вам дороги жизни космонавтов, сообщить куда следует о перспективах этой службы под началом такого прозорливого человека. Может быть, на всякий случай купить ящик консервов: а вдруг инопланетяне супермаркеты закроют…

Об обвале валют Китая, России и Турции?

― Если кто-то знает, что что-то обвалится, логично предположить, что он знает и что возрастёт. Избавиться от одной валюты, купить другую, избавиться от всех валют и купить золото. Или избавиться от всех валют и золота ― просто бросить всё, отрастить себе бороду и бродягой пойти по Руси, как мечтал Сергей Есенин…

Надо ли «грузить» своих топ-менеджеров такими глобальными угрозами?

― Обычно топ-менеджеры, если они радеют о делах своей компании, и так загружены. Если верить книге Эндрю Гроува, выживают только параноики. Хотя, помню, меня и поразило и насмешило открытие того, что Гроув, прежде чем перевести свою компанию на выпуск новых технологий, скучно и стоически наблюдал, как в течение нескольких лет компания терпит сумасшедшие убытки на старых. Практически это были цифры, несовместимые с жизнью. Может показаться, что только слепой не мог понимать в этой ситуации, что надо что-то менять. Но «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».

Глобальные изменения редко падают прямо на голову ни с того ни с сего. Однажды я был на каком-то деловом семинаре, где присутствовал большой менеджер из команды «Феррари», сейчас не помню его фамилию. Он в прошлом был пилотом самолёта. Тот сказал интересную фразу, примерно так: «Техническая катастрофа редко наступает внезапно. Самолёт никогда не падает неожиданно из-за отказа бортовых систем. Что-то поскрипывает, что-то побрякивает ― на это не обращают внимания».

Если быть внимательным, то самолет обычно подаёт какие-то сигналы, если они игнорируются, то и наступает катастрофа.

Многие ли компании имеют запасной план «Б» на случаи экстра-изменений (недееспособность СЕО, арест счёта, форс-мажоры и т. д.)?

― Некоторые имеют, некоторые нет. Японцы просчитывают свои стратегии на 5-10 лет, которые, правда, почти никогда не сбываются, но они продолжают просчитывать. Вроде бы считается, что это дисциплинирует мышление…

Сколько надо платить штатному «параноику» крупной российской компании?

― Мне кажется, что не надо ему платить: только свистните, и к вам набежит столько параноиков, что не будете знать, как обрести твёрдую почву под ногами. Можно с утра открывать сайты интернета и получать столько «паранойи» бесплатно, если не хватит, можно добавить «ютюбом»…

Рано или поздно тот, кто говорит, что будет плохо, оказывается прав. Кто-то прогнозирует цену на нефть в 20 долларов, когда она стоит 100. Наконец, она падает, его поднимают на щит и объявляют пророком. Раньше циклы длились примерно по 10-12 лет, сейчас сроки сократились. Не надо быть сильно мудрым, чтобы предсказать, что в нашей экономике в 2019-2020 годах будет ситуация «денег нет, но вы держитесь»…

С другой стороны, когда я получал второе высшее образование в 1999 году, нам проректор ведущего вуза с дрожью в голосе рассказывал, что инфраструктура России держится на последнем издыхании, в 2005 году должен последовать коллапс энергетики, железных дорог и т. п., в общем, страна погрузится в хаос. Обошлось…

Как Вы думаете, есть ли в штате крупных фирм у нас такие люди, пусть и с иными официальными задачами?

― Как я уже отмечал, люди, которые просчитывают ситуации и ход событий, конечно, есть. Из них зачастую набраны даже целые отделы. Но они занимаются именно «официальными задачами», а не фантастическими угрозами. Как правило, реальных вполне достаточно.

Где бы вы искали такого топа, если бы вам в агентство поступил такой заказ от компании, и сколько бы денег запросили за такой ES?

― Точно скажу, где бы я его не искал. Для начала я бы однозначно отмёл «признанных специалистов» - астрологов. Как-то году в 2000-м ехал в машине и своими ушами слышал, как один пропиаренный астролог предсказал, что Англию смоет в 2008 году. 2008 год прошёл. Я снова ехал на машине, снова выступал тот же астролог, в студию поступил вопрос от слушателя по поводу этого предсказания. И астролог на голубом глазу заявил: « Я этого не говорил». Да я своими ушами слышал, как он это говорил, также как и тот радиослушатель.

А процент мы бы взяли такой же, как обычно, ― 15-20 % от годового дохода специалиста в зависимости от комплекса требований, предъявленных компанией. Наше вознаграждение зависело бы от того, как оценит этого топа сама компания.

Андрей Устюжанин, генеральный директор кадрового центра «Эксперт»