Разбираться в людях ― это просто. Не верите? Попробуйте

Автор: Андрей Устюжанин, кадровый центр «Эксперт»

«Каждый может научиться быстро составлять впечатление о людях и предсказывать их дальнейшие действия. Вот 10 вопросов для тренировки».

Как любитель я пробую это чуть меньше 50 лет, с момента рождения. А как профессионал в оценке людей ― более 30. Начинал ещё во время службы в Советской Армии. Поэтому не верю… Со мной солидарен и Пьер Морнель, написавший…

Однажды я участвовал в телепередаче, посвящённой проблемам взаимоотношений работников и их начальников, тему которой можно было бы сформулировать так: «Самый большой идиот, которого я когда-либо брал на работу». «Приходилось ли вам когда-либо по ошибке брать на работу мошенников, обманщиков, шарлатанов, хронических алкоголиков или разыскиваемых по всей стране преступников?» — спросил один из участников дискуссии. «Мне случалось брать на работу каждого из таких типов, а некоторых из них — по нескольку раз!» — вполне серьёзно ответил я.

П. Морнель «Технологии эффективного найма»

Но перейдём к вопросам…

Энтони Тьян ― глава венчурного фонда Cue Ball и автор бестселлера «Heart, Smarts,Guts, and Luck». В своём блоге на HBR он рассказывает, как быстро составлять о людях впечатление, избегать ошибок при найме и не упускать перспективных работников и партнёров. Вот 10 вопросов, которые Тьян использовал, чтобы научиться лучше судить о людях.

  1. Сколько человек говорит, а сколько слушает? Если он говорит больше 60 % времени, стоит задуматься: дело в его зацикленности на себе, или он просто занервничал и не может остановиться?

Хороший пункт, нестареющая классика. В каждой книге по менеджменту вы обязательно встретите этот совет: держите язык за зубами, больше слушайте ― меньше говорите. Народная мудрость из глубины веков сформулировала для нас бронзовые тезисы: «Слово ― серебро, молчание ―золото»; «Слово не воробей ― вылетит, не поймаешь»; «Думают думу без шуму»; «Деньги любят тишину» и т. д. и т. п. Тем не менее людей, умеющих искренне и с интересом слушать, пока не так уж много. Я бы не брал ни не умеющих слушать, ни нервничающих на первом собеседовании до несдержанной болтовни.

  1. Отнимает ли он энергию или отдаёт? Есть порода людей, которые распространяют негативную энергию. Но есть и такие, кто несёт в себе позитив и оптимизм и делится ими. По китайской пословице, лучший способ заполучить энергию ― делиться ею. Те, кто делится энергией, ― люди щедрые, сострадательные, с ними тут же хочется общаться.

В общем да, бывают «душные» люди, которые уже на собеседовании утомляют, а бывают вдохновляющие и поддерживающие. Помню, как у меня на собеседовании была худенькая, на первый взгляд ничем не примечательная девушка, которая просто фонтанировала жизненной силой и оптимизмом. Она воспитывалась в детдоме, мать умерла, когда девочка была совсем маленькой ― года четыре, отец ― чуть позже, года на два. Осталась только старшая сестра. Несмотря на явно не сахарную жизнь этой девушки, от неё просто струились жизненная энергия, оптимизм и доброжелательность.

Помню безногого инвалида в электричке, передвигавшегося на тележке. Я выгреб мелочь, лежавшую в кармане, и бросил ему. Он ответил с силой и мощной энергией: «Брат! Спасибо!» Когда я время от времени вспоминаю этих людей, я начинаю по-другому смотреть на жизненные проблемы.

  1. Он действует активно или реактивно? Некоторые люди, сталкиваясь с новой задачей, тут же входят в режим защиты и начинают критиковать. Другие сразу переходят к действию и решению проблем. В большинстве случаев вам нужен человек второго типа.

Я подозреваю, что человек второго типа нужен практически во всех случаях, только нам как-то редко попадаются на собеседованиях такие лопухи, которые тут же начинают критиковать. Обычно на уровне теоретических задач все с жаром переходят к действиям и решают любые поставленные проблемы, максимум поинтересуются вначале ресурсами и полномочиями. Как известно, разглагольствовать ― это не мешки ворочать

  1. Этот человек выглядит искренним или подобострастным? В фальшивой похвале и в людях, слишком старающихся произвести впечатление, нет ничего приятного. По-настоящему хорошие люди не испытывают потребности подлизываться. С теми, кто может просто быть собой, работать приятнее.

Да, в фальшивой похвале и в слишком старающихся ― нет. И всё же, на мой взгляд, скорее нет ничего приятного в людях, которые считают, что они подарили себя вам. Ряд лиц с детства пребывают в образе князя, благородного пирата или принцессы цирка и милостиво разрешают себе поклоняться. А если человек старается произвести впечатление, значит, он заинтересован в общении с вами. Да в общем-то, в нашей обыденной жизни крайне мало людей, не желающих произвести впечатление. Все хотят его произвести, в том числе и те, которые делают вид, что не хотят…

  1. Как выглядит супруга или супруг этого человека? Один из моих бизнес-партнёров дал мне прекрасный совет, как разобраться в личности очень важного кандидата: пообщайтесь с их супругой или супругом, партнёром или ближайшим другом. Нас узнают по людям, с которыми мы водимся.

Мысль интересная, хотя как-то в нашей практике ни один кандидат не сообщал нам, что его супруга приглашают на потенциальную работу для общения. Мне совет кажется весьма сомнительным, я знаю очень разных людей в супружеских союзах. Несомненно, что-то новое о человеке так узнать можно. Хотя «муж и жена ― одна сатана» или хотя бы «два сапога пара». Если вы всё же попробуете составить впечатление о кандидате исключительно по его супруге или супругу, можете очень сильно обмануться и получить человека, не имеющего ничего общего с ожидаемым образом. Почему-то хочется написать менее дипломатично: часто вас будет ожидать конкретный облом… Могут быть очень и очень большие отличия…

6. Как этот человек относится к незнакомым людям? Понаблюдайте за этим. Это я называю «тест таксиста» или «тест официанта». Обладает ли человек достаточной открытостью и добротой, чтобы вступить в реальную беседу с официантом или таксистом? Проигнорирует ли он их, будет ли говорить с ними грубо?

Пожалуй, информативным в этом тесте является только то ― будет ли он груб. Разумеется, это повод проститься с этим человеком. В остальном ― бывают гении общения, которым удаётся заметить и поощрить всех вокруг себя. Безусловно, это интересная особенность, но многие могут просто никак особенно не прореагировать на обслуживающий персонал. Кто-то погружён в свои вопросы и проблемы, кто-то не считает уместным вмешиваться в чужое жизненное пространство. Если нас обслуживает официант, это вовсе не значит, что он жаждет вступать с нами в активный диалог. Так что ничего криминального в необщительности с незнакомыми людьми я не вижу.

    Есть ли в прошлом этого человека элемент борьбы? История имеет значение. Мы с соавторами моей книги «Heart, Smarts, Guts, and Luck» обнаружили, что примерно две трети людей, у которых доминирует интуиция ― готовых выступать с новыми инициативами и способных упорно делать своё дело, что так важно в предпринимательстве, ― в свои ранние годы сталкивались с какими-то финансовыми трудностями или другими вызовами. Ранние неудачи и трудности лепят характер в той же мере, а то и сильнее, чем первые успехи.

Да, мысль интересная, хотя порой кажется, что элементы борьбы есть практически у всех. Кто-то ищет горох в супе, кто-то ― бриллиантовые запонки, кому-то приходится делать тяжелейший выбор между чёрной и красной икрой. В общем, жизнь практически каждого индивидуума ― это борьба, только поляны разные…

    Что этот человек читает? Чтение придаёт глубину, помогает человеку понять собственную историю, подсказывает идеи, новые мысли и повороты существующих концепций, а также помогает быть в курсе событий. Самые интересные люди, с которыми я встречался, склонны много читать ― это признак интеллектуального любопытства.

Один из моих любимых вопросов. Я не встречал неинтересных людей, много читавших, у них широкий кругозор, знания и т. п. В определённом смысле, человек, много читавший, ― если мы говорим о качественной литературе ― пропустил через себя много жизней и опыта других людей. Его мозг содержит море жизненных ситуаций и коллизий, соответственно, он гибок, интересен, панорамен.

    Захотели бы вы отправиться в долгую поездку на машине с этим человеком? Много лет назад, на моей первой работе мне рассказывали о мысленном эксперименте: задайтесь вопросом, как бы вы себя чувствовали, если бы застряли в аэропорту с кандидатом. То же самое ― представить себе, готовы ли вы были поехать с этим человеком через всю страну.

Отчасти верно, но многое зависит от того, на какие задачи подбирается человек. С кем-то, может, и будет здорово проехать через всю страну просто потому, что человек имеет живое детское восприятие, но не факт, что он будет хорошо планировать финансовые потоки и сможет привлекать инвестиции, например… И наоборот… Помните фильм «Семнадцать мгновений весны»? Пьяная женщина пристаёт к Штирлицу: «Все говорят, что математики ― сухари! Неправда!»

    Уверены ли вы, что это человек сознательный? Мы с коллегами считаем, что главная предпосылка настоящего лидерства ― это способность к самоанализу. Есть ли у этого человека интеллектуальная честность, позволяющая осознать себя, свои сильные и слабые стороны? Есть ли у него желание учиться и предпринимать, исходя из этого, соответствующие меры? Обычно это самый сложный вопрос из всех перечисленных; но вам следует обратить внимание на степень скромности человека и на соответствие между тем, что он думает, говорит и делает.

Хороший вопрос. Самоанализ свойственен не только лидерам. Самоанализом вполне может заниматься безнадёжный ипохондрик, но свойство, безусловно, ценное, идущее на пользу всем. И степень скромности, и степень нескромности ― всё это даёт большую пищу для размышлений. Как говорил со смехом Геннадий Хазанов: «Я к себе отношусь трезво, но с большим уважением».

Задайте себе эти десять вопросов ― или хотя бы их часть ― о каком-то человеке, и вы приблизитесь к пониманию людей.

Думаю, что да. При этом не факт, что вы их всё же поймёте. Приближаться к чему бы то ни было можно бесконечно…

Андрей Устюжанин, генеральный директор кадрового центра «Эксперт»