Разбираться в людях ― это просто. Не верите? Попробуйте

Автор: Андрей Устюжанин, кадровый центр «Эксперт»

«Каждый может научиться быстро составлять впечатление о людях и предсказывать их дальнейшие действия. Вот 10 вопросов для тренировки».

Как любитель я пробую это чуть меньше 50 лет, с момента рождения. А как профессионал в оценке людей ― более 30. Начинал ещё во время службы в Советской Армии. Поэтому не верю… Со мной солидарен и Пьер Морнель, написавший…

Однажды я участвовал в телепередаче, посвящённой проблемам взаимоотношений работников и их начальников, тему которой можно было бы сформулировать так: «Самый большой идиот, которого я когда-либо брал на работу». «Приходилось ли вам когда-либо по ошибке брать на работу мошенников, обманщиков, шарлатанов, хронических алкоголиков или разыскиваемых по всей стране преступников?» — спросил один из участников дискуссии. «Мне случалось брать на работу каждого из таких типов, а некоторых из них — по нескольку раз!» — вполне серьёзно ответил я.

П. Морнель «Технологии эффективного найма»

Но перейдём к вопросам…

Энтони Тьян ― глава венчурного фонда Cue Ball и автор бестселлера «Heart, Smarts,Guts, and Luck». В своём блоге на HBR он рассказывает, как быстро составлять о людях впечатление, избегать ошибок при найме и не упускать перспективных работников и партнёров. Вот 10 вопросов, которые Тьян использовал, чтобы научиться лучше судить о людях.

  1. Сколько человек говорит, а сколько слушает? Если он говорит больше 60 % времени, стоит задуматься: дело в его зацикленности на себе, или он просто занервничал и не может остановиться?

Хороший пункт, нестареющая классика. В каждой книге по менеджменту вы обязательно встретите этот совет: держите язык за зубами, больше слушайте ― меньше говорите. Народная мудрость из глубины веков сформулировала для нас бронзовые тезисы: «Слово ― серебро, молчание ―золото»; «Слово не воробей ― вылетит, не поймаешь»; «Думают думу без шуму»; «Деньги любят тишину» и т. д. и т. п. Тем не менее людей, умеющих искренне и с интересом слушать, пока не так уж много. Я бы не брал ни не умеющих слушать, ни нервничающих на первом собеседовании до несдержанной болтовни.

  1. Отнимает ли он энергию или отдаёт? Есть порода людей, которые распространяют негативную энергию. Но есть и такие, кто несёт в себе позитив и оптимизм и делится ими. По китайской пословице, лучший способ заполучить энергию ― делиться ею. Те, кто делится энергией, ― люди щедрые, сострадательные, с ними тут же хочется общаться.

В общем да, бывают «душные» люди, которые уже на собеседовании утомляют, а бывают вдохновляющие и поддерживающие. Помню, как у меня на собеседовании была худенькая, на первый взгляд ничем не примечательная девушка, которая просто фонтанировала жизненной силой и оптимизмом. Она воспитывалась в детдоме, мать умерла, когда девочка была совсем маленькой ― года четыре, отец ― чуть позже, года на два. Осталась только старшая сестра. Несмотря на явно не сахарную жизнь этой девушки, от неё просто струились жизненная энергия, оптимизм и доброжелательность.

Помню безногого инвалида в электричке, передвигавшегося на тележке. Я выгреб мелочь, лежавшую в кармане, и бросил ему. Он ответил с силой и мощной энергией: «Брат! Спасибо!» Когда я время от времени вспоминаю этих людей, я начинаю по-другому смотреть на жизненные проблемы.

  1. Он действует активно или реактивно? Некоторые люди, сталкиваясь с новой задачей, тут же входят в режим защиты и начинают критиковать. Другие сразу переходят к действию и решению проблем. В большинстве случаев вам нужен человек второго типа.

Я подозреваю, что человек второго типа нужен практически во всех случаях, только нам как-то редко попадаются на собеседованиях такие лопухи, которые тут же начинают критиковать. Обычно на уровне теоретических задач все с жаром переходят к действиям и решают любые поставленные проблемы, максимум поинтересуются вначале ресурсами и полномочиями. Как известно, разглагольствовать ― это не мешки ворочать

  1. Этот человек выглядит искренним или подобострастным? В фальшивой похвале и в людях, слишком старающихся произвести впечатление, нет ничего приятного. По-настоящему хорошие люди не испытывают потребности подлизываться. С теми, кто может просто быть собой, работать приятнее.

Да, в фальшивой похвале и в слишком старающихся ― нет. И всё же, на мой взгляд, скорее нет ничего приятного в людях, которые считают, что они подарили себя вам. Ряд лиц с детства пребывают в образе князя, благородного пирата или принцессы цирка и милостиво разрешают себе поклоняться. А если человек старается произвести впечатление, значит, он заинтересован в общении с вами. Да в общем-то, в нашей обыденной жизни крайне мало людей, не желающих произвести впечатление. Все хотят его произвести, в том числе и те, которые делают вид, что не хотят…

  1. Как выглядит супруга или супруг этого человека?

....

Андрей Устюжанин, генеральный директор кадрового центра «Эксперт»

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU