Хороший тренинг – это встряска для сотрудника

Автор: Юстус Генрих, Ведущий бизнес-тренер, T&D Эксперт, Тренинговая компания LTC бизнес-тренеры

Профессионализм тренера в умении использовать разные технологии - и это ключ к его успеху

Какими особыми знаниями и талантами могут отличаться известные и именитые бизнес тренеры?

Так как таких тренеров на рынке очень немного, есть две стороны одной медали. Известных тренеров объединяют: жизненная мудрость, индивидуальная харизма, умение грамотно излагать информацию, хороший навык взаимодействия с разными аудиториями. А отличают – отраслевые знания, авторские методики, умение делать полезные сублимации материалов. Хочу отметить, что в работе тренера, как и любой другой, нет предела совершенству. Поэтому и новичку, и опытному мастодонту необходимо постоянно оттачивать свой уровень мастерства.

В чем польза для бизнеса от знаний и навыков тренеров?

Качественный бизнес-тренер – это катализатор роста персональных компетенций сотрудников и результативности организации (коммерческого или государственного сектора). На рынке крайне редко встречаются собственники, которые не заинтересованы в росте своей прибыли. Т.о. обучение на тренингах стимулирует персонал (выводит из стагнации или зоны комфорта; меняет подходы в работе: от мало эффективного к эффективному; расширяет возможности каждого; вдохновляет на свершения и большие результаты, мотивирует; открывает глаза на очевидности и рутину пр.)

Хороший тренинг – это «встряска» сотрудников и помощь в том, чтобы осознать привычное с нового ракурса.

Вы ставили перед собой цель стать успешным тренером или все произошло само собой?

Успешен не тот, кто считает себя успешным. Повторюсь, что предела совершенству нет. Я уверен, что успешный тренер должен постоянно работать над собой. Безусловно, приятно быть востребованным. Нередко в графике обучающих мероприятий мне с трудом удается найти «окошки» для других входящих запросов. Почти всегда участники моих тренингов аплодируют в течение тренинга и в конце и благодарят за обучение и вдохновение. Любое признание приятно.

Но это все косвенные индикаторы. Самое важное для меня, когда Заказчики тренингов сообщают мне о росте показателей сотрудников (участников тренингов). А достижение значимых результатов обучения невозможно без кропотливой и профессиональной работы самого бизнес-тренера.

Как Вы готовитесь к тренингу изучая компанию?

Мы обязательно контактируем с Заказчиками обучения, периодически с будущими участниками обучения (в качестве «тайного клиента» или в формате глубинного интервью). Такой подход позволяет качественно «погрузиться» в реалии, проникнуться спецификой и провести диагностику «точек роста». Это позволяет кастомизировать базовые тренинги или разработать абсолютно новые темы. Помимо этого, есть базовые вещи, которые будут полезны начинающим и опытным участникам тренингов. Я занимаюсь обучением более 20 лет, и за это время удалось сформировать образ современного сотрудника с его сильными и слабыми сторонами. А не учитывать реалии современности просто невозможно.

Когда компании реально нужен консалтинг, а когда тренинг? Как ей это помочь понять?

Обычно это бывает понятно на этапе предтренинговой диагностики. Мне близка концепция, что нельзя поменять часть системы, если общая эко-система организации против. В этом случае в начале сотрудничества будет полезно с помощью консалтинга изменить организационный контекст, а потом, с помощью тренингового обучения, подтянуть сотрудников под новые реалии. Выбор между консалтингом или тренингом помогает сделать качественная аналитика текущего состояния. Отдельно выделю, что консалтинг нередко бывает не только «до», но и «после» тренинга. Опытный бизнес-тренер всегда подскажет, как дальше работать с обученной командой, чтобы приобретенные умения и навыки остались в ежедневном инструментарии сотрудников.

Как обычно компании выбирают тренера? Какие ошибки допускают при этом?

Критерии выбора почти всегда зависят от лица, принимающего решения. Наиболее часто используются следующие критерии: стоимость, содержание тренинга и личность бизнес-тренера. Процедура отбора достаточно стандартизированная. Отправляют запрос в несколько тренинговых компаний. Выбирают 2-3 лучших провайдеров. Из них выбирают единственного исполнителя. Распространённые ошибки: смотрят на титулы, а не на внутреннюю начинку тренера; приглашают тренеров, которые не понимают/ не знают специфику бизнеса.

Как надо правильно торговаться по цене тренинга? Чем крупные компании порой злоупотребляют пытаясь “прогнуть” тренера?

Крупные компанию знают «среднюю» цену тренинга на рынке. Если стоимость «выше» стартовых ожиданий или утвержденного бюджета, то достаточно сообщить об этом тренеру. Если «хотят» именно его/ее, то тренер обязательно найдет возможности пойти на встречу Заказчику. Но здесь нужно сохранять адекватность финансовых ожиданий. Априори, хорошие тренеры не могут работать бесплатно. Иногда мы делаем благотворительные проекты, но это скорее исключение, чем общая практика.

Иногда тренеры повторно приходят в компанию только чтобы проследить, как реализуется их план задач после тренинга. Насколько это важно?

― Любое посттренинговое сопровождение важно и нужно. В комплексных программах обучения персонала – это обязательный пункт. Оно помогает не оставлять участников тренинга наедине с новыми знаниями и полученным вдохновением. Коммуникации с бизнес-тренером после основного обучения «удлиняют» положительный эффект. Участники больше вспоминают детали прошедшего обучения, уточняют детали, которые были не важны на обучении или «всплыли» при внедрении в реальную практику, а также заново мотивируются на результат.

 Экзотические тренинги - какова их ниша и шансы развиваться?

― Спрос рождает предложения. Анализ рынка показывает, что экзотические тренинги занимают очень маленькие доли рынка. Новых предложений почти нет. Зачем искать экзотику, если классика дает гарантированные результаты? На мой взгляд, лучше в традиционное обучение добавлять инновационные компоненты. Это даст больше положительного эффекта.

 Чем отличаются реальные тренинги от онлайн - это как поцелуй через платочек?

― Они просто разные. В каждой форме обучения есть свои преимущества и особенности. Если Заказчик находится далеко в регионах и ограничен в бюджете, то вебинар или он-лайн курс может выступить хорошей альтернативой.

 Тренинг принятия решений - что в нем важно и почему тренинг в разы эффективнее чтения книг по теме?

― После любого тренинга по принятию решений важно, чтобы участники обучения на своих рабочих местах принимали верные решения, которые ведут компанию вперед и помогают бизнесу. На тренинге можно посмотреть в работе существующие инструменты/методики принятия решений, увидеть опыт других участников, а также потренироваться на приближенных к жизни кейсах (цена ошибки минимальна). При чтении книг таких возможностей нет. Но книги могут выступить хорошим дополнением к тренингу. Они помогают в автономном режиме подумать над мнением автора, усиливают интеграцию прочитанного в реальную практику и помогают заново взглянуть на свои обыденные вызовы.

 Какие новации в тренингах и их тематике Вы сейчас готовите?

― Работа в этом направлении идет постоянно. Новые вызовы стимулируют нас находится в постоянном творческом поиске и апробации наших инициатив для дальнейшего масштабирования. Сейчас для нас приоритетны проекты, которые помогают создать саморазвивающиеся организации или команды. В них создана среда и есть коллективы единомышленников, которые постоянно работают над собой, над своим ростом.

 Спектакли - Ваше мнение о таком тренинге?

― Мнение положительное. Мы часть проектов реализуем вместе с профессорским составом разных театральных мастерских/школ (МХАТ, ГИТИС и др.). Наши совместные образовательные проекты выступают мощным стимулом в развитии компетенций персонала. Мы даем работающие бизнес-инструменты, а наши партнеры работают с психофизическими задачами (вниманием, координацией, чувством ритма, свободой общения, внутреннем действием, физической выразительностью и т.д.)

 Многие тренеры стали и коучами. Это разные методики. Как они уживаются в одной личности?

― Хороший повар знает разные техники приготовления блюд. Коуч и тренер помогают людям стать лучшей версией самих себя. Основная разница – в масштабе и глубине проработки. Коуч наиболее часто работает индивидуально и с метапрограммами личности, а тренер чаще всего проводит тренинги в группах, и они носят импульсовый или навыковый характер. Будучи сертифицированным бизнес-тренером и коучем международного уровня, я поддерживаю, когда внутри профессионала знания из двух областей. Это позволяет ситуативно и более результативно заниматься развитием персонала в целом и отдельно взятой личности в частности. Ведь для любого профессионала важен качественный результат его труда!

Юстус Генрих, Ведущий бизнес-тренер, T&D Эксперт, Тренинговая компания LTC