Не все «лучшие» бизнес-тренеры являются таковыми

Автор: Юрий Барняк, бизнес-тренер

Опубликовав итоги исследования УП, мы получили ряд критических отзывов, которые несомненно пойдут на благо нового исследования и поэтому УП публикует отзывы без купюр.

“В начале хочу поблагодарить организаторов исследования за проделанную работу. С моей точки зрения, не совсем корректный выбор лучших бизнес-тренеров России и могут возникнуть негативные последствия для тех, кто это воспримет всерьез. Это больше похоже не на исследование, а на своеобразный «междусобойчик» уже изрядно «заезженных» тренеров по продажам, лидерству и переговорам плюс примкнувшим к ним университетским преподавателям и посетивших какие-то тренинги зарубежных «дедушек» из той же сферы. В общем получается, что в российском бизнесе больше нет никаких направлений деятельности кроме выше перечисленных. К тому же некоторые представители списка не являются по сути бизнес-тренерами, а некоторые даже не хотят ими быть, называя себя громким словом «спикер». Может тогда лучше было назвать исследование «Лучшие бизнес-спикеры», оно бы в большей степени соответствовало итогам?

В перечне лучших бизнес-тренеров нет ни одного тренера из самых важных сфер любого бизнеса: производство, снабжение, логистика, информационные бизнес-технологии.

На дворе эра искусственного интеллекта и логистического мышления, направленные на виртуальные (электронные) отношения и максимальное снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности бизнеса. А у вас практически все представители, имеющие отношение к личностным отношениям. Из всего списка можно выделить несколько хороших бизнес-тренеров для этой сферы, но включать в список всех и только их неправильно. Есть примеры, когда некоторых из вашего списка освистывают на мероприятиях в городах России и прекращают выступление в развитых предприятиях России из-за «чуши», которая никому не нужна. Другие представители «обвешались» какими-то непонятными титулами и потеряли реальность. Некоторые не нашли желаемого применения после выезда за границу и ищут такого применения в России, надеясь, что в России ничего не поменялось и все также можно «гнать» то, что уже давно не действует.

Для того чтобы быть российским бизнес­тренером, надо понимать российскую действительность, а большинство так называемых бизнес­тренеров используют западные техники и методы, которые идут вразрез с местным менталитетом и невозможны в практическом применении.

Я думаю, что такие исследования дискредитируют само понятие БИЗНЕС-ТРЕНЕР. Не зря же в среде профессиональных управленцев ходит поговорка: «Кто умеет, тот делает. Кто не умеет, тот учит». Почему она возникла, попробуйте ответить сами? Подобные итоги исследования тоже способствуют этому. В сфере бизнес-обучения в России сейчас очень большой перекос по количеству бизнес-тренеров в сторону направлений, о которых я писал выше. Тренеров по практическим и самым важным направлениям бизнеса (производство, снабжение, логистика, информационные бизнес-технологии), да еще и с реальным длительным практическим опытом управления в этих сферах) очень мало (т.к. это очень сложно и мало, кто это может не просто рассказать, а еще и дать результаты впоследствии). Но за слоем наплодившихся бизнес-тренеров по продажам, лидерству, личной эффективности и переговорам, их почему-то, проводящие различные рейтинги и исследования структуры, не замечают. Хорошо, что есть еще негласный народный рейтинг предприятий, которые дают нагрузку действительно лучшим бизнес-тренерам, которая даже и не снилась тем, кого вы называете лучшими. Впрочем, журнал «Управление персоналом» и направлен на область управления персоналом, поэтому и результаты исследования соответствующие. Если и проводите такое исследование, надо расширять рамки кругозора российского бизнеса.

Это, конечно, мое личное мнение, но все же мнение бизнес-тренера и профессионального управленца в сфере реального бизнеса, а не консалтинговых, HRD и тренинговых структур. Надеюсь на адекватное восприятие моих комментариев и критику, даже если это, возможно, кому-то не понравиться. Мои комментарии к исследованию направлены к организаторам для того, чтобы в дальнейшем вы совершенствовали свой подход к определению лучших объектов бизнеса (в данном случае, к определению лучших бизнес-тренеров). У меня политика взаимоотношений простая: отношусь ко всем с уважением и нейтрально, критикую не из-за обиды или чтобы обидеть кого-то, а для того, чтобы предприятия и люди стали лучше. И не ссылались на рейтинги, призы, сертификаты и т.д. Допустим, меня нет ни в одном рейтинге, но в предложениях от крупных бизнес-школ, российских и зарубежных предприятий, руководителей разного уровня у меня нет недостатка, наоборот, их переизбыток. Мнение складывается не от рейтинга, а от результатов работы. Вам лучше было бы при выборе бизнес-тренеров разделить их по направлениям деятельности (например: продажи, маркетинг, личная эффективность, производство, логистика, снабжение, финансы, управление, переговоры) и выбрать для каждого направления, например, по 3 лучших. А вы сосредоточились только на некоторых, наиболее распространенных, направлениях. В наш век информационных технологий «накрутить» счетчик популярности очень легко, только это вряд ли поможет тем, кто хочет быть «спикером», а не «тренером». «Спикер» – харизматичный говорун, главное оружие которого «storytelling» (цель применения этого оружия – завлекать внимание) и нет ответственности за результат. «Тренер» – мотиватор и практик, главное оружие которого «практический опыт» (цель этого оружия – сделать предприятие и специалистов лучше с точки зрения экономических и финансовых показателей), и он несет ответственность за результат.»


*Юрий Барняк, бизнес-тренер