Можно ли их “токсичность” изолировать от их вклада в работу? Как?
На мой взгляд, те качества, которые часто приписывают «токсичным» сотрудникам, являются приобретенными и сформированы могут быть в глубоком детстве. По этой причине изменить человека в одночасье не практически, а именно невозможно. Это большой труд. Готов ли собственник вкладываться временем и, очевидно, деньгами в изменение такого сотрудника. А ведь у данного сотрудника ещё и должно быть понимание своих слабых мест, а обычно, с этим проблемы. На мой взгляд, этого делать не стоит. Намного проще и эффективнее работать с другим контингентом людей, который и хочет, и может, и безопасен. Как верно отмечено в статье, риски от работы с «токсичными» людьми слишком велики. Можно потерять то, что строилось месяцами и годами.
Бывают ситуации, когда увольнение такого сотрудника невозможно или затруднительно в течение какого-то периода. Я рекомендую буквальную изоляцию, хотя и постепенную. Если сотрудник эффективный, но плохо влияет на коллектив. Отдалите его от коллектива. Физически. Второй, более сложный вариант (для тех, кто плотно работает с персоналом) – сформировать у коллектива определенное отношение к «токсичному» сотрудника. Самое близкое слово – «несерьезное» отношение. Т.е. оно должно быть уважительным, но коллектив со временем должен просто перестать вообще как-то реагировать на поведение или действия такого сотрудника. Это сложный метод. Но он бессмыслен, если поведение работника наносит вред не коллективу компании, а самой компании как бизнесу. В таком случае речь будет идти об изолировании его от бизнеса.
Согласны ли Вы с мыслью шефа МВД Франции (после Наполеона) о том, что 90% ущерба наносят организации лояльные и дружелюбные дураки, а не воры и токсичные люди?
Не могу согласиться с данной фразой. Считаю, что автор данной цитатой лишь хотел подчеркнуть проблему приближенных и лояльных (а поэтому любимых руководителем) слабых сотрудников, которые однажды завоевав расположение директора, фактически садятся на «шею» компании, оперируя тем, что они преданы компании, являются старожилами и «вообще бизнес на нас держится». С этим посылом согласен. А вот с тем, что вред от «токсичных» людей настолько мал в сравнении с первыми – не думаю. Сравнить сложно. Обе ситуации плохи и говорят о неправильном менеджменте и построении команды.
И все же сколько “токсичных” может быть в компании?
Вопрос простой. Я приверженец исключения таких сотрудников. Считаю, что по факту обнаружения такого в компании – от него нужно корректно избавляться. Сроки, процесс, методы – уже зависит от контекста. В чем проблема. Можно оправдывать себя тем, что такой сотрудник приносит прибыль, «и вроде проблем пока нет». Проблема в том, что это как игра в «сапер». Такой человек может однажды провернуть нечто такое, чего хватить даже единожды, чтобы потом потратить много времени и денег на восстановление.
Неужели токсичных можно учуять на собеседовании и не впустить?
Считаю, что даже профессионально проведенное собеседование не может на 100% гарантировать идентификацию таких сотрудников. Даже несколько этапов, тесты и даже рекомендации (хотя всё вместе повышает информированность). Первый и четвертый месяцы – самые показательные. Если уже в первый месяц есть серьезные сигналы – надо расставаться. Четвертый месяц показывает – изменится ли человек, посчитавший пройденным свой испытательный срок. Если «токсичный» сотрудник прошел собеседование и 4 месяца работы – ошибка менеджмента на лицо. Сам факт найма такого сотрудника не стал бы считать ошибкой. Как верно отмечено в статье, сотрудники-вредители часто являются достаточно продуктивными и сообразительными, поэтому могут эффективно «надевать маску» первое время.
Есть много способов попытаться определить эти качества на собеседования. Я задаю личные вопросы. Кто-то называет это проверкой на адекватность, а кто-то сочтет неуместными вопросами. Однако реакция на сами вопросы, ответы на них говорят о том, как кандидат ставит себя на встрече.
Зачастую, кандидаты не ожидают таких вопросов, потому и реакция вполне искренняя. Если получаю ответ в духе «не ваше дело» – понимаю, дело не моё, но и с сотрудником таким работать не буду. Если получаю аргументированный отказ – это другое. Хотя, поверьте, аргументированных отказов практически не бывает. 5% попросят не вмешиваться, а 95% ответят нормально. Высока вероятность, что в этих 5% и есть искомые проблемные ребята.
Как они себя ведут с супергероями внутри фирмы?
....
Юрий Кондратьев, Генеральный директор кадрового агентства Lightman Solutions
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).
© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU