Руководитель должен понимать, что из себя представляет коллектив

Автор: Елена Салихова, банк «Открытие»

Многие компании даже не понимают, что от корпоративной культуры глобально зависит их успех или отставание... и об этом уверенно говорит эксперт.

Его опыт особо интересен тем, что такой большой и известный банк «Открытие» сейчас проходит процесс слияния и трансформации.

 Когда обычно компании задумываются о корпоративной культуре и о том, что пора бы ее зафиксировать?

Бывает по-разному, но мой опыт говорит о том, что о корпоративной культуре компания должна заботиться в любой момент своей жизни. Если это стартап, то вопрос формирования корпоративной культуры должен быть поднят одновременно с созданием модели управления и структуры; эти процессы должны идти параллельно, для того чтобы не дать корпоративной культуре развиваться стихийно. Широко бытует мнение, что корпоративная культура — это нечто эфемерное, гуманитарное, просто красивые слова, с помощью которых формулируются корпоративные ценности. Это не так!

Корпоративная культура формируется в любом коллективе, в котором больше одного человека. И чем больше численность персонала, тем разнообразнее и противоречивее корпоративная культура, потому что она соткана из традиций и подходов к работе разных людей. Эти традиции и подходы могут быть заимствованы у предыдущих работодателей и не иметь ничего общего с целями той компании, в которую привнесены. Именно поэтому компании и необходимо самостоятельно создавать корпоративную культуру для того, чтобы она не противоречила целям организации, чтобы она, напротив, помогала этих целей достигать. А затем нужно внимательно следить за тем, чтобы корпоративная культура не начала жить своей жизнью.

 Какие ошибки не стоит совершать при описании принципов корпоративной культуры?

— Есть несколько типичных ошибок: первая — когда корпоративные ценности формируются в отрыве от реальности. Это происходит в том случае, если корпоративные принципы административно доводятся до персонала. Если сотрудники не примут культуру всем сердцем, то они никогда этим принципам следовать не будут. Ценности декларированные будут жить своей жизнью, а компания — своей.

Вторая ошибка — при формулировании ценностей учитывать мнение только одной категории персонала. Например, корпоративная культура затачивается под фронт-офис и не учитывает подходов других подразделений. Или культуру разрабатывают топы и спускают ее всем остальным сотрудникам. И вот тут мы возвращаемся к первой ошибке, когда ценности разделяются только топами и не учитывается мнение остальных сотрудников, когда происходит разрыв между управленцами и рядовым персоналом. С этим разрывом обязательно нужно работать, его нужно устранять.

 Какие принципы положены в основу вашей корпоративной культуры и изменилась она после объединения нескольких банков?

— В Банке «Открытие» сейчас существует целый конгломерат культур, образовавшийся в результате предыдущих слияний и поглощений других банков. Как раз сейчас мы начали масштабный проект трансформации корпоративной культуры.

 Охранники и топы — им прописывать одну культуру?

— Конечно, все сотрудники компании должны быть носителями одних и тех же ценностей и принципов корпоративного поведения, как в работе, так и в личном общении.

Более того, внутренняя корпоративная культура должна гармонировать с внешним позиционированием бренда, чтобы не возникало разрыва в восприятии.

 Что делать с теми, кто не соблюдает принятую в компании корпоративную культуру?

— Нужно обязательно пояснять сотрудникам суть корпоративных ценностей и принципов, рассказывать, зачем они нужны, как они помогают в работе. Нужно, чтобы люди поняли, почему это важно.

Если поведение кого-то из сотрудников не укладывается в корпоративные рамки, необходимо разъяснять ему, как такое поведение отразилось на коллегах или клиентах и почему оно не имеет права на существование. Если это не поможет, то в какой-то момент корпоративная среда сама отторгнет такого сотрудника, и он поймет, что ему больше не по пути с этим работодателем.

 Может ли корпоративная культура погубить компанию?

...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU

Елена Салихова, вице-президент, руководитель блока по работе с персоналом банка «Открытие»

Беседовал Сергей Сергеев