Образ будущего компании важно создать в начале

Автор: Михаил Рыбаков, бизнес-тренер

С чего стоит начинать при разработке стратегии в бизнесе?

Начинать нужно с двух вещей. Первое — ясно и честно понять, где вы сейчас находитесь, каково реальное положение компании, «точка А»: без розовых очков, учитывая мнение каждого из ключевых участников команды. Второе — совместно определить «точку Б», «нарисовать картинку», в которую компания должна прийти через некоторое время. Обычно стратегию разрабатывают на период минимум 3 года, порой до 10 лет и больше. Стратегия — это ясное обоснованное понимание, описание пути из А в Б. Часто в организациях определяют цели, зачастую в виде цифр. Это, конечно, хорошо, но в первую очередь необходимо создать образ будущего компании. Цифры полезны, но скорее на следующем этапе, а сначала нужно определить, куда вообще компания должна прийти: вектор развития, который привлекателен и для собственников, и для команды.

 Кому нужна стратегия и в каких случаях ее нужно срочно менять?

— Стратегия нужна в первую очередь собственникам бизнеса, она позволяет двигаться вперед осмысленно, следовать намеченному вектору движения, несмотря на изменения, которые происходят на рынке. Стратегия нужна и топ-менеджерам, а также сотрудникам компании для их внутренней мотивации: им важно понимать, куда движется компания, куда придет через несколько лет.

Стратегия нуждается в пересмотре в двух случаях. По внешним причинам: при серьезных изменениях на рынке, например, при появлении серьезного конкурента, выпуске конкурентом нового сильного продукта, при появлении новой технологии, которая существенно влияет на рынок. По внутренним причинам: например, у собственника выросли амбиции, а действующая стратегия не позволяет достичь желаемых результатов. А насчет срочности…

Стратегию создают на годы вперед, и лучше ее резко не менять как не стоит резко поворачивать руль автомобиля (а тем более огромного тяжелого грузовика), который несется на большой скорости — можно и в кювет улететь. А вот уточнять, мягко обновлять стратегию раз в год полезно.

 Как понять, что стратегия, выбранная компанией, неверная?

— Оценку вам может поставить только сама жизнь. Если стратегия разработана и компания ей следует, но что-то идет не так, нужно проверить и уточнить курс. Если это не помогает и компания действительно понимает, что движется не в том направлении, важно признать это и переработать стратегию.

 Возможна ли стратегия без корпоративной культуры?

— Возможно все, вопрос лишь в том, будет ли она работать. На свете нет компании без корпоративной культуры — это невозможно!

Даже если руководитель нецензурно ругается на подчиненных, это же тоже корпоративная культура, просто она своеобразная. А насколько комфортная — это уже другой вопрос. Корпоративная культура может сильно помогать успеху компании или нет, она может быть сознанной или нет, но она есть всегда. Стратегия и корпоративная культура взаимосвязаны. Очень важно, чтобы компания приняла новую стратегию не только на сознательном, формальном уровне, но и на уровне культуры, в том числе неосознанных установок, духа команды. Иногда бывает и так, что ради воплощения в жизнь обновленной стратегии нужно изменить корпоративную культуру. Только делайте это мягко и грамотно, чтобы не получить яростное сопротивление или пассивный саботаж людей, не растерять команду. Не зря Питер Друкер говорил, что культура компании ест стратегию на завтрак.

Культура очень сильна — важно сделать ее своим союзником в изменениях.

 А какие блоки нужно проработать для создания стратегии?

— Чтобы выработать стратегию на рынке, нужно проработать несколько моментов. Надо хорошо понять своих клиентов, на какие сегменты их можно поделить, какие потребности у каждого сегмента, насколько выгодно для вас работать с тем или иным сегментом. После нужно разработать пути укрепления ваших позиций в работе с теми сегментами, которые вы решите развивать. Далее необходимо проработать свою продуктовую линейку: какие товары и услуги вы предлагаете клиентам, чтобы удовлетворить их потребности с выгодой для себя. После проработки продуктов нужно посмотреть на свою компанию и на конкурентов глазами клиентов — выявить сильные и слабые стороны, и исходя из этого определить свою уникальность, свое уникальное торговое предложение (УТП), «фишку». УТП — это не просто фраза на сайте, а это правда наша уникальность, в чем вы лучше конкурентов. Когда УТП создано, нужно его укреплять и развивать, а также подтягивать свои слабые стороны. Затем надо проработать каналы продвижения, как привлекать новых клиентов, как удерживать действующих клиентов, как повышать их лояльность, чтобы им хотелось с вами сотрудничать, как получать максимальную прибыль от сотрудничества. Также надо выяснить тренды — долгосрочные тенденции, которые происходят на рынке, в технологиях, в социуме, чтобы не только реагировать на эти изменения, но и заранее их предвидеть, выстраивать стратегию с их учетом, ведь каждый тренд содержит в себе угрозы и возможности для вашего бизнеса. Для разработки реалистичной стратегии нужно понять, какие нужны ресурсы: команда и ее компетенции, финансы, технология, репутация, связи и пр. Может оказаться, что некоторых ресурсов вам не хватает. Тогда где вы их возьмете? Если взять негде, возможно, стоит пересмотреть точку Б и путь к ней.

 Что первичнее: стратегия предприятия или корпоративная культура? Совместимы ли эти понятия с цифровизацией?

...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU

Михаил Рыбаков, бизнес-тренер, бизнес-консультант, модератор стратегических сессий, основатель команды «Михаил Рыбаков и Партнеры»

Беседовал Сергей Сергеев

Редактор Мария Дюбченко