Основная ошибка в эпоху перемен — это замалчивание сложностей

Автор: Дарья Рудник, АТОЛ

HR должен всегда помочь компании «пережить встряску» в полете, взлете или посадке. 

Роль HR-департамента в период «турбулентности» компании

 Ваш бизнес ведь скорее похож на полет к Марсу, где все неизведанное. И как же мы будем с вами сравнивать процесс бурного роста с турбулентностью? В чем общее и разница?

Вопрос в том, что считать турбулентностью. Бурное, неупорядоченное движение по сложным траекториям? Тогда турбулентным можно назвать не только быстро растущий, но и резко сокращающийся бизнес. Впрочем, в обоих случаях действия HR должны помочь компании пережить «встряски», выровнять бизнес на взлет, посадку или продолжение полета по намеченному маршруту.

 На Солнце атомы «летают» со скоростью 200 км/с и это дает ему свет и тепло. Сравнимо ли это с темпом подбора персонала в бурно растущей фирме?

― Быстро расти бизнес может по разным причинам. У одних компаний это действительно результат найма новых специалистов. У других — следствие гибкой реакции на серьезные рыночные изменения (скажем, на новые требования регулятора и трансформацию спроса). А иногда все дело в перестройке организационной структуры компании, в котором HR-подразделение всегда активно участвует. Самостоятельно или с помощью внешних консультантов мы помогаем руководству правильно распределить роли в компании.

 Что самое сложное в HR в этот период?

― Самое сложное, на мой взгляд, четко определить краткосрочные и долгосрочные бизнес-цели, разработать стратегию развития. Именно от этого зависит выбор методологии и инструментов HR. Важно также помнить, что период турбулентности сложен для всех: будь то управленцы, линейные сотрудники или HR-подразделение.

 Каков приоритет задач?

― HR-приоритеты всегда зависят от стратегических и тактических целей предприятия. Если же стратегия его развития только формируется, то HR-департамент помогает топ-менеджменту в определении целей, преобразовании оргструктуры и запуске новых бизнес-процессов. Например, в 2018 г. вектор развития «АТОЛ» сместился на облачные решения, которые, по сути, задают общемировой ИТ-тренд и постепенно становятся драйвером российского рынка касс. Изменение в бизнес-приоритетах привело к трансформации оргструктуры компании. Все наши бизнес-юниты были распределены по двум блокам — АТОЛ Hardware («железо») и АТОЛ Cloud (ПО и все облачные сервисы). Сейчас они тесно сотрудничают друг с другом, хотя у каждого есть свой CEO и свои стратегические приоритеты. На этапе создания обоих блоков роль HR заключалась в информировании об этом сотрудников — таком, которое вносило ясность и способствовало спокойному восприятию происходящего. Даже выбирая название направлений, мы проводили общий опрос. В настоящее время еще возникают вопросы о том, как должны взаимодействовать эти два блока. Хотя их цели и различаются, но внутренние процессы остаются едиными. Универсального и однозначного ответа пока нет. Но каждая спорная ситуация становится поводом для кросс-функционального обсуждения, которое помогает нам найти оптимальное решение.

Вам мешает или помогает гонка зарплат в IT?

― Убеждена, что гонка зарплат никому не помогает. Компания вынуждена увеличивать ФОТ, искать баланс в доходах новичков и сотрудников, пришедших раньше. Да и сами специалисты, не успев добиться сколь-нибудь значимых результатов на одном месте, часто переходят уже на другое — там, где их заработок будет выше.

Все это способствует росту зарплат определенных специалистов, но тормозит их профессиональное развитие. Например, сейчас мы наблюдаем такую ситуацию в сфере разработки ПО.

 Если у вас сманили эксклюзивного специалиста, то готов ли у вас заранее план действий (вряд ли есть запасные, как в спорте)?

― В идеальном мире такой план, конечно, есть всегда. Но в реальном все происходит иначе.

Ведь часто уникальность специалиста — в определенном «наборе» его личных качеств. Например, человек может быть экспертом сразу в нескольких областях. А все потому, что все они находятся в сфере его интересов. Найти другого такого же сотрудника будет практически невозможно. И тогда мы вынуждены закрывать его позицию двумя специалистами.

 По каким признакам опытный HR может догадаться о готовящемся уходе ключевого специалиста?

...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU

Дарья Рудник, директор по персоналу компании АТОЛ

Беседовала Юрова А.