Король то «голый» — не бывает «незаменимых» сотрудников

Автор: Игорь Столяров, группа компаний CP

Исключить форс мажоры с уходом людей – эта задача решена в успешных компаниях и она есть неотьемлемая часть их корпоративной культуры

Насколько важна для реального бизнеса и в каких его сферах тема взаимозаменяемости?

Крайне важна. Абсолютно банальная истина про «незаменимых не бывает» в бизнесе крайне важна, востребована и обретает очень острый смысл.

В цифровой экономике синдром незаменимых решать проще.

Во-первых, главным активом любой компании абсолютно любого профиля все больше и больше становится информация — любого рода — клиентская, продуктовая, методологическая, процессная, коды доступа, платформенные решения, рецепты, авторские права и т.д. и т.п. Обеспечить передаваемость такой информации — задача любого руководителя. В русском языке слово «передаваемость» еще автокорректорами не воспринимается, а в английском transferability существует давно.

 Многие компании страдают, когда «неожиданно» уходит специалист, не передав дела коллеге. В успешных компаниях эта проблема решена. Но много ли таких отраслей в России?

― В наиболее продвинутых индустриях и наиболее успешных компаниях, во-первых, у сотрудника ничего на жестком диске нет — все в защищенном облаке. Во-вторых, в таких компаниях нет или сведена к минимуму неожиданность. В наиболее продвинутых компаниях всегда есть режим shadow или backup — для ключевых людей (для руководителей точно) уже есть кто-то, кто частично погружен, и подхватит знамя полка в случае неожиданной смены ролей. В-третьих, для наиболее правильных компаний «неожиданный уход» — скорее исключение. Всегда есть плавный переход, в стандартной фразеологии — transition. Это неотъемлемая часть корпоративной культуры — никто резко дверь не захлопывает.

 Как технически в эпоху цифровизации вы бы организовали оформлять: рабочее место, связи, контакты, технологии на данном рабочем месте?

― Все в защищенном облаке с разными правами доступа. «Облака» не нужно бояться: там степень защищенности информации и возможность отследить утечку намного выше, нежели в среде физических носителей.

Постоянный непрерывный доступ к информации любых работников, у которых есть для этого потребность, — абсолютное требование времени. Когда я слышу, что у уважаемых госкорпораций ответственные работники не могут работать даже в элементарной корпоративной почте вне офиса, не могут получить удаленного доступа в нерабочее время ни к одному файлу, ни к одной системе, я понимаю, что нет будущего у такой корпорации.

Уже давно на рынке набирают свою силу такие тренды.

Нет закрепленного РМ — офисные сотрудники занимают любые свободные по приходу.

Нет в принципе РМ — удаленный доступ, работа из дома.

Даже для совместных совещаний не обязательно физически вместе собираться — совещания/встречи через многочисленные удаленные мессенджеры.

Вся клиентская работа — через CRM-программы, в которых содержится «каждый чих», реально КАЖДОЕ действие с клиентом.

Все жизнеобеспечение компании, включая финансы, бэк-офис, движение ТМЦ, склад, производство, логистика и т.п., — через системы управления предприятием (ERP).

Полное отсутствие бумажного документооборота.

 Личная передача дел всегда в разы эффективнее?

― Ничто не заменит личного контакта, конечно же. Иногда очень нужны развернутые ответы на вопросы + эмоции, тональность голоса. При больших массивах передаваемой информации — на что обратить внимание, где расставить приоритеты, акценты и т.д. Вопросы неизбежно будут возникать, поэтому обратная связь очень важна, и возможность задать уточняющие вопросы, конечно же, имеет огромное значение.

Хотя я в своей практике сталкивался и с совершенно обратным — иногда безответственный работник при передаче дел уводит в другую сторону и намеренно нагружает ненужным, оставляя действительно нужное за кадром. Тогда личная «передача дел» скорее вредит, и нужно быстро рубить под корень.

 «Незаменимые» сотрудники. Какой урон бизнесу они могут нанести и наносят своей незаменимостью?

― Незаменимость — миф. Это либо отражение ущербной модели бизнеса, когда все держится на одном человеке, и которая может быть временно комфортна всем стейкхолдерам, часто для выполнения других, более важных задач, либо вообще фейк, пустышка, что сразу определяется, если «незаменимого» убрать из цепочки принятия решений или отправить в отпуск, отключив средства связи. Сразу будет понятно, что если ничего не упало (а в подавляющем большинстве случаев так и есть), то это «сказки народов Севера», придуманные и поддерживаемые самим автором.

Если же действительно куча процессов завязана на единоличном руководителе, то либо такой авторитарный стиль управления заложен в самой культуре компании и оправдан чисто экономически, либо перекошены бизнес-процессы и структура управления (что сплошь и рядом), и такую ситуацию просто-напросто нужно исправлять.

 Были ли у вас проблемы с «незаменимыми» сотрудниками? Как вы решали эти проблемы на практике? Ваши кейсы.

....

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU

Игорь Столяров, генеральный директор группы компаний CP