Завтра может и не быть...

Автор: Петр Попов, ГК «Холтес»

С 1927 года у нас вовсю работал и успешно секретный проект управления танками, кораблями и самолетами через радио. Почему его закрыли в 39­м?

В целом стоит отметить, что низкая эффективность роботизированной бронетехники связана с многоуровневыми задачами, которые машинам необходимо решать в ходе боя. Человеческий фактор продолжает играть большую роль в бою, где техника должна решать одновременно задачи атаки и своего выживания.

Человек, сидящий в боевой технике, принимает решение на порядки быстрее, чем человек, сидящий в штабе за пультом.

Это связано с вопросом самосохранения и включения неосознанных режимов принятия решений за доли секунды.

Жизнь человека невозможно подсчитать в деньгах, но потери бронетехники могут быть губительны для экономики в условиях военных действий.

 Робот Вера — это полет Да Винчи с крыльями с колокольни или полет Гагарина в космос?

― Мы стоим на пороге внедрения искусственного интеллекта в повседневную жизнь людей, робот Вера пока что не владеет им, поэтому скорее его можно соотнести с полетом допотопного Да Винчи нежели с технологичным полетом Гагарина.

 Кто у нас, на ваш взгляд, создает ОБРАЗ БУДУЩЕГО компании уже на старте бизнеса, а кто нет и почему?

― Как правило, образ будущего создает молодежь с продвинутыми стартап-проектами в сфере IT и дизайнеры с футуристичными образами. Не создают этот образ, как правило, консервативные, непродвинутые люди, рожденные в СССР. Это связано с очень быстрыми изменениями, и молодежь, как правило, быстро подхватывает все современные тенденции.

 Создав ОБРАЗ БУДУЩЕГО, лидер идет к мечте, получает прибор ночного видения, поддержку команды, «головную боль» в случае ошибки?

― Несомненно, когда у лидера четко сформирован образ будущего, он понимает, что будет актуально через некоторое время, и он, в отличие от конкурентов, у которых не сформирован этот образ, продумывает свои шаги намного дальше. С поддержкой команды могут возникать разногласия в связи с тем, что члены команды могут не представлять этого образа, и часто нужно просто довериться лидеру. Во-первых, «головная боль» появляется в том случае, если лидер неграмотно доносит свои идеи до команды и если к лидеру нет доверия, во-вторых, она появится, если заведомо сформированный образ будущего — провальный.

 Как начать думать о написании стратегии: как учат в бизнес­школах или... ?

― В бизнес-школах обучают базовым механизмам, с помощью которых ученик может организовывать те или иные бизнес-процессы. Для того чтобы написать стратегию через образ будущего, нужно убрать все шаблонные представления о будущем и включить креативность.

 Сегодня успех на стороне инноваторов или неплохо себя чувствуют и консерваторы от бизнеса?

― Будущее за технологиями, если человек не принимает прогресс, то прогресс рано или поздно убирает его с игрового поля.

 В Японии, да и в США, визуально не видно инновационного бизнеса. Он где­то в секретных лабораториях и базах (как у Джобса)?

― Конечно, много секретных разработок скрыто от глаз большинства людей, однако потихоньку технологический прогресс интегрируется в нашу повседневную жизнь. Например, в таких странах, как Япония и США, можно встретить полностью автоматизированные магазины без продавцов, однако пока что большинство инновационных проектов реализовано в IT-индустрии.

 Мне понятно, как рисовать стратегию мебельной компании или издательства.... Но отраслей­то масса. Есть «золотой ключик»?

― Нет, как правило, лучше всего работает индивидуальный подход к любому процессу.

 Как часто стоит корректировать образ будущего?

― Раз в полгода, так как более часто его корректировать нет смысла, а если корректировать реже, можно упустить важные детали.

 Кого лучше привлекать к процессу?

― Лучше всего создавать процессы, которые будут реализовываться в команде. А в команде уже должны быть: лидер мнения, у которого есть видение законченного процесса, аналитики, помощники и креативщики.

 Цифры стоит обсуждать или они все равно не сойдутся?

― Цифры всегда стоит обсуждать, так как чем точнее будет расчет, тем меньше вероятность понести убытки.

 Если компания пришла в тупик, что делать? Как анализировать причины ошибок?

― Для анализа причины ошибки помните о самооценке команды. Результат должен быть превращен в платформу дальнейшего подъема.

Независимо от того, достигла команда результата или нет, стоит отметить то, что у нее получилось хорошо.

Следует задать вопросы: чему этот опыт учит и что есть смысл делать по-другому в следующий раз? Как можно наградить команду за достигнутый результат? Какие новые вызовы команда готова бросить себе?

 Г. Греф нарисовал образ будущего Сбербанка, где уже нет банка... Он сможет это реализовать?

― Это вполне реально, в связи с тем как стремительно сейчас развивается технология блокчейн. Но, сколько времени на это потребуется, я не берусь судить.

 Ваши советы тем лидерам, которые живут и работают по принципу «будет день и будет пища».

― Завтра может и не быть. Не теряйте время. Действуйте сейчас.

*Петр Попов, Генеральный директор ГК «Холтес»