Не режьте курицу несущую золотые яйца

Автор: Дмитрий Щепочкин

Все зависит от определения, что такое крупный бизнес. Если эта компания производит значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли либо характеризуется как крупная по объемным показателям: количество занятых, объем продаж, размер активов — то, безусловно, и «Урбан групп», «Камаз» — это крупные компании.

 Если вчера фирма была крупной, а сегодня сдулась ­ кем ее считаем?

― Сдувшейся фирмой.

 Почему крупные фирмы в мире в среднем удерживаются в этом звании 7 лет (по данным журнала Fortune)?

― Если мы ссылаемся на данные Fortune, то там, насколько я помню, было три группы по срокам удержания в топе (группа С — 60 лет), но все это касалось не российских компаний. Но один экономический урок оттуда можно извлечь. Он заключается в том, что процесс рыночного разрушения обусловлен бесконечным стремлением к росту продаж и прибыли, что обеспечивается исключительно обслуживанием клиентов по низким ценам высококачественными продуктами и услугами и отличным сервисом. А срок в 7 лет — это период, когда возникает необходимость проанализировать положение компании на рынке (на свое соответствие) и пересматривать (корректировать) стратегию дальнейшего развития. Тем более это является жизнеопределяющим фактором для компаний, находящихся на переходе от состояния среднего бизнеса к крупному. Поэтому мы должны ценить тот факт, что мы являемся конечными бенефициарами процесса, который в науке называется «творческое (созидательное) разрушение Шумпетера».

 Можно ли выделить принципиальные отличия в управлении большими “кораблями” и растущими средними компаниями?

― Можно. На мой взгляд, принципиальное различие для крупных компаний заключается в необходимости обрабатывания БОЛЬШИХ массивов данных и управления результатами их обработки, что ведет к внедрению управленческих технологий, не свойственных средним компаниям (внедрения стандартов управления, прописание бизнес-процессов, внедрение сложных и дорогостоящих IT-технологий, переход на проектное управление, управление по целям и задачам и т.д.).

 Как понять в компании что там есть ключевым преимуществом?

― Это должно быть определено в стратегии компании. Например, если компания декларирует, что по низким ценам потребитель гарантированно получает продукт, близкий к премиум-сегменту, то это и является одним из ключевых преимуществ.

 Как не зарезать золотую курицу сокращая расходы в новой крупной компании?

― Начинать кампанию по сокращению расходов можно исключительно только после тщательного анализа существующей структуры управления, бизнес-процессов, выявления непрофильных направлений деятельности, определения ключевых направлений («золотая курица»).

 Как выбрать подходящую модель управления в новую для Вас компанию если старая модель и есть причина кризиса?

― Однозначно провести полноценный анализ существующей структуры для определения слабых сторон, приведших к кризису, и, опираясь на утвержденную стратегию развития новой компании, выбрать подходящую
модель (возможно, с привлечением профильных консалтинговых компаний).

 Как бы Вы сменили команду если и в ней причины проблем:сроки и формат?

― Судя по вопросу проблема не в команде, а в том, кто ею управлял. Как в пословице «рыба гниет с головы». Ответ давно определен: смена лидера команды со всеми полномочиями руководителя — ответственность, обучение, поощрение, наказание.

 Какие компании Вы бы согласились возглавить для трансформации а какие нет и почему?

― Мне интересно возглавить компанию для трансформации, которая находится в кризисе роста (из-за управленческих проблем) при форматном переходе от среднего к крупному бизнесу.

 С чего бы Вы начали, например, восстанавливать банкрот Урбан групп если бы Вам дали инвестиции и год срок?

― Очень интересный вопрос. Возвращаясь к ответам, которые были выше. Начинать надо с анализа преимуществ «Урбан групп», а они ведь были! Насколько я знаю, это мощнейшая по эффективности и профессионализму команда строителей («золотая курица»), институт проектировщиков, IT-сопровождения. Анализ причин, приведших к кризису. Тоже можно сейчас некоторые выделить: это переоценка руководством своих возможностей, из-за этого владельцы посчитали, что на непрофильные проекты можно отвлечь денсредства не с прибыли, а с оборота, и как результат — тотальный дефицит, превратившийся в снежный ком (уже неуправляемый).

  • прописание бизнес-процессов с утверждением стратегии компании;
  • возврат «золотого фонда» (мне такой термин больше нравится) с ориентацией на достижение результата;
  • контроль использования инвестиций под четко определенные направления;
  • такой же жесткий контроль (ежедневный) за сроками строительства и инвестиций

 Сможет ли Сбербанк измениться перестав даже быть банком (по словам Грефа) или это фейк, грезы... и почему?

― Фейк. Сбербанк, как и «Газпром» и т.д., — это чисто государственные предприятия, и их приватизация для отдельно взятого персонажа к их росту не приведет .

 Сколько времени директор компании должен уделять оперативной работе и сколько стратегии в тиши кабинета?

― Директор должен занимать оперативным управлением в рабочее время компании с 8:00 до 19:00, а в остальное (с 19:00 до 23:59) — стратегией.

*Дмитрий Щепочкин

беседовала А. Верещагина