Японский опыт «кружков качества» можно эффективно применять и у нас

Автор: Иванов Александр, бизнес-система ОМК

Узкие места на производстве лучше видны тем, кто работает именно там. МИГи неплохо решают эти мелкие проблемы сами без отвлечения топ-менеджмента от основных задач.

Как возникла сама идея создания малых инициативных групп (МИГов)?

Наша производственная система развивается довольно давно, и в 2015 году мы решили привлечь независимых аудиторов из Японии (компания Toyota Engineering Corporation) для оценки нашей управленческой модели и её составляющих.

Аудиторы обратили внимание на то, что у нас не реализовано такое направление, как работа кружков качества. В «Тойоте» этот блок активно применяется. У нас же при весьма активном использовании всех блоков системы «Тойота» это направление выпадало.

И тогда мы стали создавать в подразделениях компании по всей России такие кружки качества, но только назвали их МИГами (малыми инициативными группами).

В настоящее время на Выксунском металлургическом заводе (ВМЗ) работает 350 кружков, в работе которых участвуют 12 000 сотрудников, а всего в численность работников ОМЗ составляет 20 000 человек...

 Как часто собираются МИГи и как организован процесс их работы?

― МИГи собираются при необходимости улучшить какое-то решение или разрешить конкретную проблему на том или ином участке. Они призваны способствовать решению проблемы узких мест и оптимизировать определённые процессы. Группы собираются столько раз, сколько необходимо для выполнения задачи. Если задача простая, то вполне может быть достаточно одного раза, если же она сложная и к тому же условия меняются в процессе решения, то может потребоваться и несколько встреч.

 Какую практическую пользу вы получаете от МИГов?

― Ощутимую. Как я уже сказал ранее, МИГи на своем уровне находят решения для многих узких мест.

 А кто выступает инициатором встреч?

– Инициатива идёт как снизу ― с уровня мастера участка, так и сверху. Например, возникает идея снизить трудоёмкость операции или повысить отдачу от проекта. Тогда собирается группа из трёх или четырёх человек и начинается обсуждение задачи вплоть до определения путей её решения.

 Приносит ли пользу компании работа 350 МИГов в психологическом плане? Например, как МИГи влияют на вовлечённость сотрудников?

― Если говорить о психологии, работа кружков качества идёт с огоньком. Плюс за решение серьёзных проблем мы выплачиваем премии из специального фонда. Есть у нас и специальные конкурсы с присуждением 1-го, 2-го и 3-го мест.

Ежегодная оценка уровня вовлечённости, которую проводит независимая компания, показывает её постоянный рост. О росте вовлечённости говорит и мнение экспертов.

 Готов поспорить, что не всё так гладко, как Вы описываете. Люди ведь спорят... а потому могут происходить и ссоры?

― Самая сложная проблема возникает не из-за неких ссор, как вы думаете. Это как раз решаемые ситуации.

Гораздо тяжелее, когда люди собрались, обсудили, нашли решение, но оно почему-то не реализуется (нет ресурсов, времени и т. д.). Думали-думали, а ничего потом не меняется…

И вторая проблема ― это собрать людей в обеденный перерыв или после работы (хотя МИГи премируются за идеи).

 Есть ли запретные зоны для МИГов?

....

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU

Иванов Александр, директор по развитию бизнес-системы ОМК