Решение проблем клиента – приоритетная задача Таресс

Автор: Юрий Кравченко

С Сергеем Борисовичем Прониным мы познакомились в обстоятельствах, в которых вряд ли можно было увидеть начало нашего многолетнего и взаимного доброжелательного знакомства. Это было, наверное, за год-два до того, как он создал свой «Таресс», которому скоро исполняется 20 лет. Шла вторая половина 90-х, Сергей Борисович служил в налоговой полиции в должности начальника отдела, а я работал в должности заместителя Генерального директора в Мосэнергоремонте — энергетическом предприятии по ремонту действующих электростанций (даже и в то время крупнейшем в стране предприятии данного профиля, с численностью персонала более 2000 человек). И он, в составе группы из 6 человек, пришёл накладывать арест на имущество Мосэнергоремонта за накопившийся долг по оплате налогов.

Кто жил в то время, помнит, какие это были годы: многие действующие предприятия останавливались и закрывались; как грибы, стали множиться мошеннические «фирмы-кидалы», к деятельности которых привыкшие к нормальной, ответственной и отформатированной на безусловном выполнении принятых обязательств работе предприятия прежних государственных структур не были готовы, не могли, да и не всегда хотели приспосабливаться; всех душили взаимные неплатежи, электростанции не могли вовремя и в полной мере собрать с потребителей оплату за отпущенную электроэнергию и, в свою очередь, не могли полностью расплатиться со своими подрядчиками, в т.ч. и Мосэнергоремонтом, за уже выполненные им ремонты.

Так, постепенно у предприятий накапливались долги и по заработной плате персоналу, и по неоплаченным налогам, и по различным договорным обязательствам. Накопился такой долг и у нашего предприятия, по взысканию которого и поступил сигнал в налоговую полицию. Кто-нибудь из ретивых работников полиции мог бы просто выполнить предписание вышестоящего руководства, не тратя времени на разбор ситуации, заблокировать расчётные счета предприятия до момента погашения задолженности, который (учитывая её сумму и суммы поступающих текущих платежей, мог вообще никогда не наступить), и на этом свою миссию считать выполненной.

Но Сергей Борисович из другой категории руководителей: вдумчивый, пытающийся разобраться в нюансах проблемы и, насколько это возможно, помочь в её разрешении, человек ответственный за принимаемые им решения. Эти качества у него будут и в дальнейшем наблюдаться, и совершенствоваться уже после увольнения со службы в налоговой полиции, при создании им собственной фирмы «Таресс» и выстраивании её деятельности.

Со временем выработался, можно сказать, фирменный «пронинский» стиль: сначала изучение вопроса во всех подробностях, поиск возможных вариантов его решения, реальная оценка возможных рисков, изучение и взвешивание сильных и слабых сторон как своих сторонников, так и соперников или противников, различные гарантии возможности обеспечения собственных обязательств — и лишь после этого принятие решения по заключению тех или иных договоров, проведение каких-то практических шагов или действий.

Так вот, возвращаюсь к ситуации нашей первой встречи. Вместо быстрых и решительных действий по «нейтрализации», так сказать, налоговых нарушителей, у нас завязался продолжительный разговор с предоставлением различных документов по деятельности предприятия, его финансовых и производственных связей, причин образования задолженностей, неплатежей заказчиков, необходимости проведения взаимозачётов (живыми деньгами перечислялось лишь 20–30% средств (при том, что на выплату одной только заработной платы требовалось 55%, да плюс налоги, необходимые хозяйственные расходы), а остальное — нужно было получать продукцией предприятий-должников Энергосистем, продавать её с неизбежными потерями — и в реальных деньгах, и по времени: а ведь это практически все предприятия 13 областей России, притом, что своего «ходового» товара никто не отдавал, а попробуйте быстро продать неликвид: вагон 20 см. гвоздей, 10 000 канализационных люков, цистерну растворителя №648 и т.д. и т.п. — десятки и десятки наименований разнообразнейшей продукции десятков предприятий.

И Сергей Борисович, разобравшись в ситуации, увидев, что предприятие даже и в таких условиях работает, выполняя свои обязательства перед заказчиком, обеспечивая бесперебойную работу энергосистем, выплачивает зарплату персоналу, оплачивает текущие налоговые платежи (одни из самых значительных по меркам предприятий округа), не участвует ни в каких «офшорных» или им подобных схемах, вызвался помочь со взысканием долгов. И действительно помогал, и не один раз. Вот с тех пор и с такого события и началось наше знакомство, которое не прекращается и по сей день.

А позже уже бывало, что и фирма «Таресс» приходила к нам на помощь, когда требовались качественные и вдумчивые консультации в вопросах взаимодействия предприятия с заказчиками или предприятиями-должниками.

Могу привести ещё один пример.

У так называемых, «рейдерских захватов» имеются различные схемы, и обслуживают их различные люди — от обычных бандитов до «оборотней в погонах» и высокопоставленных чиновников. Однажды, в начале «нулевых», когда казалось, что худшие времена для Мосэнергоремонта позади — лучше стали обстоять дела с оплатой со стороны Заказчиков, стабильно оплачивались предприятием значительные текущие налоговые платежи в бюджетные и внебюджетные фонды — вдруг неожиданно нагрянула какая-то комиссия и под явно надуманными предлогами (где, в отличие от событий, приведённых в первом примере, никто даже не стал выслушивать никаких доводов и аргументов, не было такой цели и желания — пришли, сделали порученное и ушли) по завышению себестоимости и, тем самым, занижению налоговой базы, заводится уголовное дело на его руководителей с угрозой приостановления деятельности всего предприятия. А дальше, по уже отработанной в других местах схеме, предстояло: смена руководства — вывод активов — взятие кредитов в определённых банках — их невозврат — банкротство предприятия — выкуп определёнными структурами за бесценок нескольких производственных и административных зданий и 1,5 гектара земли под ними в Москве недалеко от Садового кольца.

Мы обратились в «Таресс» представлять наши интересы в расследовании заведённого дела. Его работники и в первую очередь его руководитель С.Б. Пронин, по предоставленным документам досконально разобрались в сути предъявляемых обвинений, изучили наши доводы. Некоторые, например, были такие:

— Якобы необоснованные расходы на командировках сварщиков из немосковских филиалов, вызываемых на ремонты Московских ТЭЦ: при ремонтах пароперегревателей и ширм котлов используются трубы из легированных сталей, специальные для экстремальных температур и давления, а для такого вида сварных работ всегда требуются «сварщики-паспортисты», которых всегда мало, это дефицитные специалисты, и в период разгара ремонтов на московских участках их не хватало; а если эту работу доверить обычным сварщикам, то она будет сделана некачественно, неумело, что, наверняка, приведёт к браку и повторному ремонту. У энергетиков всегда главным было и есть — обеспечение НАДЁЖНОСТИ работы электростанции. Поэтому небольшое удорожание ремонта за счёт перекомандирования с участка на участок нужных специалистов и обеспечение, таким образом, высокого качества работ всегда понималось нами как должное (кстати, эта позиция всегда находила понимание и у Заказчика).

— Якобы необоснованные расходы на выплату заработной платы высокооплачиваемым специалистам двух лабораторий — регулирования и вибрации турбин: такие специалисты действительно не загружены работой каждый день, но если по завершении среднего или капитального ремонтов турбин, длящихся по 2–3 месяца, инженеры высшей категории этих лабораторий не проведут своевременно свою недельную работу на своих приборах, то турбина хорошо работать не будет. А необходимость нанимать для подобной работы какую-то субподрядную неизвестную аналогичную лабораторию могла привести и к снижению качества работ, и к срыву сроков ремонта. Но учитывая, что на нашем предприятии было (в разное время) от 20 до 30 производственных участков, временного простоя (в чём была одна из претензий) было не так уж и много, а польза от оперативной и высококачественной работы этих лабораторий была неоценимая.

Эти и ряд других предоставленных доводов работники «Таресса» внимательно изучили и убедительно использовали их в доказательной базе по защите наших прав в рамках рассмотрения заведённого уголовного дела. В результате, все аргументы «рейдеров-захватчиков» были успешно разбиты и дело было закрыто.

Были и другие примеры нашего сотрудничества с фирмой «Таресс», и всегда её работников и бессменного руководителя С.Б. Пронина отличали высокий профессионализм, ответственность за выполняемую работу и обязательность выполнения предоставляемых ими гарантий по заключаемым договорам.

*Юрий Кравченко