Будьте открытыми со своими сотрудниками, и они поверят вам и пойдут за вами

Автор: Ирина Веригина, Банк «Открытие»

Стресс ― одна из главных угроз здоровью сотрудников, а стало быть, и компании. Однако для всех ли справедливо известное китайское проклятие: «Чтобы тебе жить в эпоху перемен…»

Стресс ― это несовпадение культур, считают эксперты.

Однозначно ответить на вопрос, что создает стрессы в компании, сложно. К одним из ключевых факторов можно отнести:

1. Масштабную внутреннюю перестройку компании.

Как ни парадоксально, у каждого работника свой набор стрессовых факторов. В прошлом году в банке «Открытие» проводились масштабные изменения: перестраивались практически все процессы, менялась организационная структура, формировалась управленческая команда, была разработана стратегия. Помимо этого проводились интеграционные процессы по объединению банков «Открытие» и БинБанка, запуску Банка непрофильных активов на базе Банка Траст. Масштабные изменения такого рода, затрагивающие всех сотрудников, являются очень серьезным стрессовым фактором. Естественно, у каждого человека в этой ситуации возникает вопрос: насколько я готов жить и работать в новой реальности? Насколько она для меня органична? Поставлены амбициозные цели и утверждены бизнес-планы, где цифры в разы отличаются от того, что люди привыкли делать. При этом очень изменилось само понятие эффективности: совершенно другие вызовы, задачи, сроки, другие люди вокруг тебя. Объем физической нагрузки у большинства сотрудников неизмеримо вырос. Финансовая составляющая стала на прямую связана с индивидуальным, командным и общебанковским результатами. Понятно, что в этих условиях маховик изменений запущен и нет возможности ждать, нет возможности внедрять изменения частично – по мере готовности каждого отдельного работника… Ждать, пока у кого-то пройдет этап сомнений, переживаний, раздражения, гнева, стресса… Всем надо достигать результата, слабое звено не позволит разогнать маховик.

Несогласие, сопротивление, негатив и неготовность принимать и меняться под новую реальность часто ведут к желанию покинуть компанию. Но и простого принятия новой ситуации недостаточно.

Сразу оговоримся, что ключевые изменения, новые стандарты работы возможно не столь кардинально затрагивают «бойцов переднего края» (фронт-офиса, как сейчас принято говорить). Работники этой категории практически полностью обновляются в периоде трех лет, процесс естественного обновления персонала этой категории позволяет подбирать и вводить в коллектив работников с теми ценностями и качествами, которые востребованы текущей бизнес ситуаций. Они уже входят в среду в соответствии с новыми стандартами, именно теми, которые им озвучивали при приеме на работу. Поэтому у них нет стресса от изменений, в период которых они принимаются на работу, у них нет старого опыта в этой компании, критичного мнения, ностальгии о ранее действующих процессах, подходах… Такое обновление кадров запускает все необходимые изменения, поддерживает нужный для бизнеса фокус.  А вот у мидл- и топ-менеджмента нет такого значительного обновления персонала, они менее склонны принимать решения о смене работодателя, им надо запускать работу по своим направлениям, мотивировать коллектив, их рабочий день начинается в 8-9 часов утра, а возможность уйти домой иногда появляется только ближе к полуночи, в зависимости от объемов задач. Напряжение и уровень ответственности у этой категории в период изменений настолько высок, что можно с уверенностью сказать, что стресс часто становится их попутчиком.

2. Соответствие сотрудников корпоративной культуре.

Соответствие корпоративной культуры организации психологическому складу, мировосприятию и ценностям работника – параметр, который напрямую влияет на уровень организационного стресса. Так, в настоящее время в банковской сфере организационная культура часто зависит от скорости принятия решений. Люди, которые, например, приходят в бизнес из госструктур или компаний с размеренным ритмом работы, не очень комфортно там себя чувствуют, и наоборот. Они не могут адаптироваться к совершенно иному ритму работы, подходам и требованиям, а стало быть, меняются и качества, которые требуются от работника. Кому-то комфортнее и безопаснее получить миллион согласований и хватает терпения, чтобы дождаться еще одного. Сотрудник нормально в этом живет, поскольку за время ожидания можно заняться своими делами, сходить покушать… Достаточно, если за год будет реализован лишь один проект. В крупных бюрократических компаниях подобное согласование материалов, на которое уходит много времени, пока еще весьма распространено. Изменить подобную культуру не способна даже цифровизация, о которой сейчас так много говорят, в том числе на самых высоких уровнях: электронный документооборот в этих условиях только усугубил ситуацию, поскольку возрос объем поручений, появился излишний контроль.

В практике некоторых банков, чтобы свести на нет потери времени при разработке нового банковского продукта и запуске его на рынок, создают эджайл-команды, где нет формального процесса согласования, так как в командах есть представители практически всех функций, влияющих на принятие решений и запуск новых продуктов.

...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU


*Ирина Веригина,
Банк «Открытие»


Беседовала А. Верещагина

Журнал ,
2019 г.