Что происходит в обычных российских компаниях за красивым фасадом HR-бренда?

Автор: Татьяна Чухутина, Talent Management school

На рынке труда ведется борьба за лучших специалистов, что немудрено, ведь успех бизнеса напрямую зависит от того, кто им занимается. Надёжные сотрудники пойдут с вами через все препятствия и рванут к вашей мечте. А чтобы они не бросали в сложные моменты необходимо создавать крепкую команду с едиными ценностями,общими целями и вовлекать. Работа ведется с трех сторон:

“HR-бренд” – над этим трудятся специалисты отдела персонала и маркетологи. Создается красивая обертка.

 “EVP” – здесь создается ценностное предложение для сотрудников и формулируется ответ на вопрос “Что бОльшее мы предлагаем сотрудникам?”. Не просто ведь заработную плату. Это помогает укрепить HR-бренд изнутри.

 “Вовлеченность сотрудников” (или еще бывает более глобально “Счастье сотрудников”) – тут как правило все сводится к тому, чтобы провести опрос и попытаться в цифрах оценить “Молодцы ли мы (имеется ввиду HR)?” и “На что еще нам нужны бюджеты?”.

“Вовлечённость» – все чаще употребляемый термин, за которым на самом деле не вполне ясно что именно скрывается. Существует много разных подходов к оценке. Вы можете исповедовать любой. Почему вдруг мотивации и лояльности стало недостаточно? И как так случилось, что огромные бюджеты, вкладываемые в HR-бренд, создание EVP и оценку вовлеченности не дают желанного результата? Люди все равно уходят, эффективность низкая, а у HR начинает раздвоение личности и включается какой-то особо-циничный внутренний режим а-ля “Я ориентирована на качественные бизнес-процессы, KPI и цели компании”. С этим разобраться гораздо интереснее. И не по книгам, а на живом, настоящем примере. Что происходит в обычных российских компаниях за красивым фасадом HR-бренда?

По понятным причинам реальные имена и название не упоминаются.

Ситуация

Крупный российский региональный бизнес. Возраст компании: 28 лет. Численность персонала: 2800 человек

Годовой оборот: 15 млрд. руб.

Доля ФОТ в обороте: 15%

Проведен ребрендинг, обновлен HR-бренд, разработано и запущено “EVP” и новая модель лидерских компетенций.

В компании произошло объединение нескольких региональных офисов. Появился headoffice и единая управленческая команда. Через год работы, генеральный директор командой не доволен и результатами слияния тоже не доволен - люди не оправдывают его надежд, медленно принимаются решения, слишком много конфликтов и напряжения. На стратсессии несколько раз публично в частных разговорах заявляет: “Вот раньше мы все друг другу улыбались и радовались, а сейчас заходишь в офис и не все со мной даже здороваются!”

Сам руководитель много говорит про то, как важно быть счастливым в деятельности, быть на своем месте. Что счастье на работе – это основной принцип и суть корпоративной культуры. Твердит про открытость, вовлеченность и про то, как важно вовремя обсуждать важные и наболевшие вопросы. По возвращении с глобальной конференции о счастье и вовлеченности сотрудников, ставит отделу персонала задачу: “Провести оценку и разработать план развития вовлеченности сотрудников”.

Проводим оценку вовлеченности, в том числе и в управленческой команде. Технология оценки вовлеченности включает не только опрос, но и командные рабочие сессии, на которых тут же происходит живое обсуждение результатов, происходит выгрузка всех барьеров вовлеченности в
команде.

Результат такой: “Руководитель говорит одно, а делает другое” (карточка из набора #ПобеждаемКомандой). Раскрываем что стоит за этим и видим следующее:

Не входит в прямые конфликты и вообще избегает проявления эмоций – всегда держит лицо и важнейшим критерием считает политически верное поведение.

 На совещаниях 80% времени говорит только сам.

Вопросы почти все закрытые, с подтекстом/с подводкой к правильному ответу.

Вопросы адресованы к мелочам и деталям и ощущаются как крючки или иголки, вгоняемые под кожу человеку, чтобы он чувствовал себя виноватым, но защититься напрямую не мог.

Если кто-то начинает открыто высказывать свое мнение и спорить, то молча как бы соглашается. А потом всем становится известно, что начали копать под человека за спиной и за спиной же ищут новых более «управляемых» людей.

Строго держит дистанцию между личной жизнью и работой, никто ничего не знает о непростой семейной ситуации и скелетах в шкафу у босса.

 Старательно и последовательно поддерживает имидж правильного со всех сторон и непогрешимого человека.


...

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU


*Татьяна Чухутина,
HR-эксперт, основатель
Talent Management school

Беседовала А. Юрова

Журнал ,
2019 г.